Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002


ИГРОТЕКА

ВЕСЕЛО И С ПОЛЬЗОЙ

Развивающие игры для дошкольников

Педагогам, работающим с дошкольниками, хорошо известно, что усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Предлагаемые игры и упражнения успешно используются в течение нескольких лет в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игры несложны, их можно применять на занятиях, в свободной деятельности, в помещении или на улице.
Элемент соревнования в играх можно использовать только для детей с адекватной самооценкой.

СТРЕЛКА

Цель

Развитие памяти, мышления, восприятия.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят в кругу. У каждого на одежде закреплен цветной кружок (диаметр около 5 см) — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку (вытянутая в сторону рука). Дети все вместе произносят слова, под которые вращается «стрелка»:

Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове «стрелка» останавливается и называет цвет кружочка, на который она указывает. Ведущий задает вопросы, например: «Какие овощи и фрукты оранжевого цвета вы знаете? Какие цветы не бывают синего цвета? Что бывает желтым?» и т.д. Правильно ответивший ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.

ДВА КРУГА

Цель

Развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции, активизация словарного запаса.

ХОД ИГРЫ

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем сладкое».
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар.
Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.
Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

ВРЕМЕНА ГОДА

Цель

Развитие восприятия, внимания, мыслительных процессов.

ХОД ИГРЫ

На фланелеграфе находятся 4 картинки с изображением времен года, на столах — маленькие картинки для фланелеграфа, которые символизируют определенное время года (санки, лодочка, ягоды, улетающие птицы и т.п.). Должно быть не менее 6 картинок к каждому времени года.
Игру можно проводить либо с 4 детьми, либо со всей группой, разделив ее на четыре подгруппы.
Дети закрепляют картинки-символы вокруг больших картинок. Предварительно обговаривается, какое время года кому достанется. Выигрывает тот ребенок или та подгруппа, которые быстро и правильно подберут все картинки.

ШЕПОТ-ШЕПОТОК

Цель

Развитие слухового внимания, групповой сплоченности.

ХОД ИГРЫ

Из подгруппы детей с помощью считалки выбирается водящий. Он отходит на некоторое расстояние от детей. Дети с ведущим тихонько договариваются, какое слово они сейчас будут все вместе произносить шепотом.
Ведущий следит за тем, чтобы все дети одновременно произносили загаданное слово.
Если водящий не угадывает слово, то уже только один ребенок шепотом повторяет это слово.
Игра продолжается с другим водящим.

ФАНТАЗЕРЫ

Цель

Развитие внимания, образного мышления, быстроты реакции.

ХОД ИГРЫ

Под веселую музыку дети двигаются, изображая клоунов. На сигнал «Стоп!» музыка затихает, дети останавливаются.
Ведущий надевает кому-либо из детей шапку фантазера — бумажный колпак и спрашивает: «Чего на свете не бывает?» Ребенок должен быстро ответить, например: «Лающей кошки», «Синего апельсина» и т.п.
Правильно и быстро ответивший ребенок получает «медаль». Ребенок, получивший больше всех медалей, награждается игрушкой из «киндер-сюрприза».

БУСИНКИ

Цель

Развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

ХОД ИГРЫ

На головах у детей шапочки с изображением бусинки красного, желтого или зеленого цвета (количество цветов зависит от уровня развития и возраста детей).
Ведущий собирает бусинки на «ниточку», ритмично чередуя цвета, например: зеленый, зеленый, красный, красный, желтый, желтый и т.д. Ребенок-водящий смотрит и запоминает порядок расположения бусинок.
Потом бусинки приходят в движение (разрываются). По сигналу ведущего «Стоп!» — останавливаются.
Водящий должен «собрать бусы на ниточку» так, как они были расположены первоначально. Если собрал правильно, выбирается другой водящий и игра продолжается.

 

В ЛЕС ПО ЯГОДЫ ПОЙДЕМ

Цель

Развитие внимания, памяти, мышления, закрепление знаний о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят в кругу.
Ведущий говорит: «Мы сейчас с вами находимся в лесу. Будем собирать грибы и ягоды, но будьте внимательны, ядовитые грибы не берите. Я буду называть грибы и ягоды, если назову съедобные, вы говорите: «Берем!», а если несъедобные, вы должны молчать».
Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

ОТЫЩИ СВОЮ САЛФЕТКУ

Цель

Развитие восприятия, внимания, мыслительных способностей детей.

ХОД ИГРЫ

На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей — листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по чертежу найти свою салфетку.
Усложнение: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчетверо.

ОБГОНЯЛКИ

Цель

Развитие мыслительных способностей детей, внимания, сосредоточенности.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят в кругу, у каждого есть флажок. Ведущий загадывает какой-либо предмет или животное. Например: «Живет в лесу, грызет кору, прыгает ловко...» Кто быстрее догадается, что загадано, поднимает флажок и отвечает. Если ответ дан неправильно, ведущий продолжает описание.
Ребенок, угадавший предмет или животное с первой попытки, получает красную фишку, со второй — желтую, с третьей — зеленую. Победители получают призы.

Нина КАРПЕКИНА,
педагог-психолог детского сада № 6,
г. Троицк, Московская обл.