ВОПРОСЫ
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Е.В. Коротаева
Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000
Книга Е.В. Коротаевой является
монографией, по-видимому отражающей содержание
докторской диссертации по педагогике, и в связи с
этим имеет все те особенности, которые
характерны для указанного жанра. Научный текст,
разумеется, не отличается легкостью восприятия,
однако практическому психологу может быть
интересен.
Во-первых, в работе достаточно глубоко и подробно
излагается концепция педагогики взаимодействия
как относительно новой отрасли педагогической
науки, базирующейся на положениях философии,
социологии, социальной и педагогической
психологии. Представлен детальный анализ
категории взаимодействия.
Во-вторых, теоретический материал книги может
оказаться полезен для проведения
просветительской работы с учителями, поскольку
здесь раскрыта взаимосвязь понятия
«взаимодействие» с понятием «педагогическое
общение» и описаны механизмы построения
эффективного взаимодействия.
В-третьих, описаны технологии построения
педагогического взаимодействия в современном
образовательном процессе (правда, на мой взгляд,
слишком скупо).
Привлекает в этой работе широкий взгляд на
проблему, опирающийся на системный подход. Автор
выделяет четыре основные сферы, охватывающие
разные стороны педагогического взаимодействия и
отличающиеся по содержанию и формам: мегасфера
(государство и образование как государственный
институт), метасфера (система образования и
образование как система), мезосфера
(образовательное учреждение как единая
педагогическая система), микросфера
(педагогические технологии, обучение и
воспитание как контакт педагога и воспитанника).
В последней сфере представлены такие типы
интерличностного (оказывается, теперь в науке
узаконено и такое слово вместо привычного
«межличностного» — только зачем?)
взаимодействия, как: противоборство,
одностороннее воздействие, одностороннее
противодействие, уклонение от взаимодействия,
пассивное принятие, компромиссное
взаимодействие, сотрудничество.
Эти достоинства книги, безусловно, важны и
значимы. Вместе с тем обидно не получить того
материала, которым автор обладает, но по каким-то
причинам не желает делиться. Например, помимо
информации об интерактивном обучении вызывает
интерес упоминание о технологии встречных
усилий. Но кроме упоминания и перечисления
названий интригующих приемов, использующихся в
этой технологии, больше ничего найти пытливому
читателю не удастся. Может быть, потому, что
монография — это теоретический труд? Но ведь
даже в названии книги говорится о «вопросах
теории и практики». Остается только поверить
автору, как замечательна технология встречных
усилий. Это несложно сделать, поскольку на
четырех последующих страницах аргументированно
доказывается ее эффективность.
В общем, если для психолога те позитивные
моменты, о которых сказано выше, являются
значимыми, то знакомство с этой книгой будет для
него полезным.
Игорь ВАЧКОВ
|