МНЕ СТРАШНО... Я БОЮСЬ!
Из опыта работы по преодолению страхов
у школьников
Страх... Какую роль он играет в жизни
человека? С одной стороны, он может уберечь от
необдуманных, рискованных поступков. А с другой
— продолжительные и устойчивые страхи
препятствуют развитию личности ребенка,
сковывают творческую энергию, способствуют
формированию неуверенности и тревожности.
Я восемь лет работаю педагогом-психологом.
Удельный вес обращений по поводу наличия страхов
у детей очень значителен. Часто при работе над
некоторыми другими проблемами ребенка (например,
школьной неуспеваемостью, отсутствием
взаимопонимания с учителями или сверстниками и
т.п.) обнаруживается, что и здесь присутствуют
страхи.
Я хочу обратиться к тем методам работы со
страхами, которые сложились у меня за годы
работы.
Наиболее часто в моей практике встречается страх
темноты, связанная с ним боязнь разных
фантастических существ (черной руки, привидений,
динозавров и т.д.). Возраст детей, у которых
возникает такой страх, от 7 до 12 лет. Иногда страх
темноты напрямую связан со страхом смерти, в
других случаях эта связь менее очевидна.
Достаточно распространены различного вида
школьные страхи, а в подростковом возрасте — и
страхи, связанные с общением.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
На первом этапе работы со страхами
проводится беседа с ребенком. При этом
отслеживается внутреннее состояние ребенка,
выявляется место локализации страха, его размер,
цвет: «Закрой глаза. вспомни ситуацию, когда
возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела
он располагается, имеет ли он форму или нет,
какого он цвета, размера». Затем проводится
обсуждение ощущений ребенка. Если страх не имеет
определенного образного выражения, то
предлагается соединить его с каким-нибудь
образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то
что бы это было?»
На следующем этапе ребенку предлагается
нарисовать возникший у него образ страха. Затем
идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку
необходимо осуществить выбор: «Ты можешь
уничтожить свой страх (разрезать, разорвать,
сжечь) или победить его, а можешь с ним
подружиться». Обычно дети выбирают позитивные
методы решения проблемы, то есть хотят
подружиться со страхом, чтобы он их больше не
пугал.
Если ребенок осуществляет подобный выбор, то
работа продолжается. Ему предлагается
нарисовать образ своего страха совсем
нестрашным.
Приведу пример из моей практики.
Мама десятилетнего мальчика
обратилась ко мне по поводу трудностей сына в
учебной деятельности. В ходе беседы с мальчиком у
него был выявлен страх темноты.
На рисунке он изобразил смерть с косой и узелком,
в который она собирает людей (рис. 1). На лице
смерти он нарисовал только глаза. На мое
предложение сделать страх менее страшным,
мальчик нарисовал рядом со смертью колос, чтобы
она своей косой косила колосья. Однако ее лица не
прорисовал. Согласился рядом нарисовать и себя.
Себя изобразил с корзинкой, в которую собирает
колоски, скошенные смертью. На просьбу сделать
приветливое лицо и у себя, и у смерти с
готовностью откликнулся. Нарисовал у страха нос,
улыбку (рис. 2). При прорисовке настроения он
использовал наряду с черным цветом и синий.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
В последующей работе у ребенка
произошла эмоциональная разрядка (слезы),
напряжение, связанное со страхом, было
значительно снижено, в будущем улучшилась и
учебная деятельность. Сейчас мальчик учится в 10-м
классе.
На следующем этапе работы со страхами использую
технику «Два стула». Ребенок может поговорить со
своим страхом. В результате дети могут
определить для себя причину возникающих страхов,
помириться, подружиться со своим образом страха,
заключить с ним определенный договор. В ходе
выполнения упражнения и после него обязательно
нужно провести обсуждение с ребенком его
состояния. Затем я предлагаю прослушать
терапевтическую сказку, отражающую
индивидуальные особенности ребенка.
Далее необходимо отслеживать внутреннее
состояние ребенка с целью проверки результатов
работы: «Закрой глаза, вспомни ту ситуацию, когда
у тебя возникал этот страх. Что чувствуешь
сейчас? Посмотри на то место, где он располагался.
Есть ли он сейчас там? Изменилось ли что-нибудь
(форма, размер, цвет)?»
Если наблюдаются остаточные явления, то
проводится работа и с ними: «Закрой глаза.
Посмотри на то место, где располагался страх.
Сейчас ты можешь изменить цвет на тот, который
тебе более приятен, или ты можешь его уменьшить в
размерах до такой степени, как тебе хочется, или
до полного исчезновения. Ты можешь поместить на
освободившееся место то, что приятно тебе,
какой-нибудь образ, или закрасить это место
приятным тебе цветом, или сделать что-то другое —
то, что тебе хочется».
ОГОНЬ В ЖИВОТЕ
За помощью обратилась мама
первоклассницы. Девочка боялась учителей,
которые приходили в класс, плохих оценок, того,
что мама опоздает ее забрать и т.д. Страхи
вызывали психосоматические явления (боли в
животе), которые исчезали, как только
травмирующая ситуация разрешалась.
В детстве девочка перенесла ряд операций на лице,
недавно умер дедушка, который водил ее в школу и
заботился о ней. Это усилило страхи ребенка.
Этому способствовала и слабая организация
нервной системы девочки, хорошо развитое
воображение.
Ко мне обратились в период кризиса. Мама с трудом
привела дочь в школу на уроки. Ребенок выглядел
очень подавленным. Работа, нацеленная на разрыв
травматической ситуации, на визуализацию
страхов и их изменение, на создание
положительного кинестетического якоря и
формирование ресурсного образа, способствовала
значительному улучшению состояния девочки. По ее
словам, она почувствовала облегчение, спокойно
пошла на уроки.
В результате отработки страхов выяснилось, что
они скапливаются у девочки в области живота. К
тому же страхи привели к снижению уверенности
ребенка в себе. Поэтому была необходима работа по
формированию этой уверенности. Ко второму
занятию самочувствие девочки, по ее словам и
словам мамы, стало лучше. Визуализация страха
показала, что он представляется как огонь в
нижней части живота.
Мы рисовали страх, говорили о нем,
трансформировали его (погасили огонь водой из
ведра и дождем, остались угольки и лужи) (рис. 3).
При проверке огонь не обнаружили.
Рис. 3
После выполнения девочкой упражнения
на визуализацию «Ледяная стена» (см. справа) у нее
наблюдалось состояние некоторой растерянности.
На предложение нарисовать что хочется она
изобразила себя на полянке рядом с деревом (рис.
4). Со слов девочки, чувствовала себя хорошо и
спокойно, испытывала облегчение.
Дальнейшая работа по укреплению уверенности в
себе привела к закреплению хорошего
самочувствия, спокойного состояния. Об этом
свидетельствовали и ее рисунки. Прошел уже почти
год. У девочки все хорошо. Страхи не возвращаются.
Рис. 4
КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С ЧУДИЩЕМ?
Приведу еще один пример — работу с
мальчиком семи лет. Ребенок появился на свет в
результате тяжелых родов, перенес родовую
травму. У него было серьезное нарушение речи,
которое в результате специальных занятий было
устранено. Однако в моменты волнения мальчик
испытывал прежние трудности.
Родители развелись, и ребенок до 4 лет жил у
бабушки с дедушкой в разлуке с матерью. Когда
мальчик вновь стал жить с нею, временно появились
речевые затруднения.
У ребенка наблюдались сложности с концентрацией
внимания и в переключении с одного вида
деятельности на другой. Мальчик очень подвижен,
но индивидуальные задания выполнял очень
медленно.
Сон его был беспокоен, во сне он часто вскрикивал.
Рассказывал о черной руке, которая появляется
из-под кровати и давит на него. В результате
беседы с ребенком было установлено, что страхи у
него рождаются в темноте. Нарисовал руку,
высовывающуюся из-под кровати (рис. 5). Я
предложила мальчику нарисовать существо,
которому принадлежит рука. Это оказалось чудище
с большими руками, зубами и глазами.
Рис. 5
Ребенку было предложено несколько
вариантов избавления от страха:
1) уничтожить чудище;
2) украсить его, чтобы оно само себе понравилось и
стало добрым;
3) подружиться с ним, нарисовать себя рядом с ним.
Мальчик выбрал второй вариант:
пририсовал чудищу волосы, тапочки, цветы,
дорисовал улыбку. На предложение нарисовать себя
рядом ответил согласием (рис. 6). Согласился
подружиться с ним. Но на вопрос о том, как можно
подружиться, ответил молчанием.
Рис. 6
— Представь себе, что перед тобой
сидит чудище. Ты его видишь?
— Нет.
— Посмотри внимательно, представь его себе. Он
сидит на этом стуле. Теперь видишь?
— Да.
— Что бы ты хотел у него спросить? Спроси,
поговори вслух.
— Почему ты меня пугаешь?
— Сядь теперь на стул чудища. Теперь ты — чудище.
Ты чувствуешь, что ты — чудище?
— Да.
— Кто ты?
— Я — чудище.
— Алеша спросил тебя, почему ты его пугаешь?
— Мне так хочется.
— Это тебе доставляет радость?
— Да.
— А ты хотел бы подружиться с Алешей, играть с
ним?
— Да.
— Сядь теперь на место Алеши. Кто ты?
— Алеша.
— Чудище хотело бы подружиться с тобой. А ты
хотел бы подружиться с ним?
— Да.
— Скажи ему об этом. Ты видишь его перед собой?
— Да.
— Скажи ему о своем желании.
— Я хочу с тобой дружить, я хочу с тобой играть. Не
пугай меня, пожалуйста. Я боюсь, когда ты меня
пугаешь.
— Сядь на место чудища. Кто ты?
— Чудище. Ты слышал, что сказал тебе Алеша?
— Да.
— Ты будешь еще пугать Алешу?
— Нет.
— Сядь на свое место. Ты кто?
— Алеша.
— Как ты себя чувствуешь?
— Хорошо.
— А теперь сядь поудобнее. Не перекрещивай рук и
ног. Расслабься. Ты удобно сидишь на стуле и
слышишь голоса ребят за дверью, но они тебе не
мешают. Стул надежно поддерживает тебя, тебе
удобно, хорошо и спокойно.
Далее я предлагаю мальчику послушать
сказку про маленького-маленького мышонка,
который жил в большом доме.
СКАЗКА ПРО МЫШОНКА
Порой мышонок чувствовал себя
одиноко и неуютно. Особенно когда наступала
темнота, а рядом никого не было. Мышонку казалось,
что со всех сторон его окружают чудища. Один раз
ему привиделся в темноте большой черный кот.
Мышонок сильно испугался, забился в угол, дрожал,
сжавшись в комочек, и плакал. Он не знал, что же
ему делать.
Однажды все ушли из дома и мышонок остался один.
Наступил вечер, но мама еще не пришла.
Становилось все темнее и темнее. И вот он увидел
большую тень чудища. Мышонок испугался, сжался от
испуга, затрясся и заплакал. Он потихоньку
пропищал: «Чудище, я тебя боюсь». А чудище
становилось все больше и больше. Мышонку
становилось все страшнее и страшнее. Он сидел в
углу и дрожал.
Но вдруг мышонок решил: «Сколько же можно
бояться! Так всю жизнь продрожишь в углу». И вот
он громко пропищал: «Чудище, убирайся отсюда, я
тебя больше не боюсь!» И вот чудо! Оно стало
уменьшаться, становилось все меньше и меньше,
пока не стало совсем маленьким.
Тут пришла мама и включила свет. И мышонок увидел,
что чудищем была тень от вазы с цветами, которая
стояла на столе. И он почувствовал себя сильным и
смелым. Мама была очень рада за него. Они устроили
большой праздник. Мышонку стало хорошо и
спокойно.
— Ты можешь побыть еще в этом
состоянии некоторое время и вновь почувствовать
себя сильным и смелым. И когда захочешь открыть
глаза, ты можешь их открыть. Как ты себя
чувствуешь?
— Спокойно.
— Попробуй сказать: «Я — смелый!» Сначала тихо, а
затем все громче и громче.
— Я ничего не боюсь. Я — смелый!
— Выпрямись, сведи лопатки, подними голову!
Повтори еще раз. (Мальчик повторяет.)
— Как себя чувствуешь?
— Хорошо.
После этого занятия я даю мальчику
задание: «Сегодня ночью, когда придет чудище,
попробуй с ним как-нибудь договориться. А завтра
мне расскажешь, что у тебя получилось». Ребенок
хорошо справился с заданием. А через некоторое
время мама мальчика отметила, что сон его
нормализовался. Хочу обратить внимание на то, что
при создании сказки использовались реальные
ситуации из жизни ребенка. Алеша в темноте часто
представлял разных существ и очень их боялся. В
результате работы проблема ребенка была успешно
разрешена.
С.А. ПАНЧЕНКО,
педагог-психолог
гимназии № 6,
г. Тихорецк,
Краснодарский край
УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕДЯНАЯ СТЕНА»
Это упражнение помогает устранять
внутренние преграды, мешающие нормальной жизни и
взаимоотношениям с людьми.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте
глаза и сосредоточьтесь на дыхании. Обратите
внимание на то, как во время вдоха воздух
заполняет ваши легкие, а при выдохе выходит из
них. Переключите внимание на дыхательную паузу —
небольшой промежуток времени между вдохом и
выдохом. Что происходит в этот момент? Двигаетесь
ли вы куда-нибудь? Просто отметьте и перестаньте
думать об этом. Дыхание ваше ровное и
ненапряженное, вы расслаблены, мысли приходят и
уходят, не задерживайте свое внимание на них.
Представьте себе, что вы в теплой белой
одежде сидите в санях на Северном полюсе. До
самого горизонта простираются снежно-ледяные
поля. Но вам совсем не холодно. Ярко светит
солнце, в прозрачном воздухе искрится снежная
пыль. Лицо немного пощипывает от свежего, чистого
морозного воздуха. Отчетливо представьте себе
эту картину, свои ощущения, местоположение.
Сидя в санях, посреди царства чистоты и
света, ощутите, как с каждым вдохом (через нос)
ваше тело наполняется сверкающим прозрачным
воздухом. Обратите внимание: этот воздух насыщен
светом. Вы купаетесь в сиянии, вдыхаете сияние.
Некоторое время побудьте в этом
состоянии. Пусть мысли приходят и уходят, для вас
не существует «правильных» и «неправильных»
мыслей и ощущений. Следует лишь отметить, что
испытывает ваше тело, что приходит на ум.
Продолжая оставаться в тепле и комфорте, сидя в
санях посреди снежного сияния, представьте себе
ледяную стену, медленно вырастающую из-под земли.
В этой стене заключены все ваши внутренние
преграды, все ваши страхи и тревоги, все то, что
мешает вам жить.
Внимательно присмотритесь к этой
стене. Какая она — дымчатая или прозрачная?
Высокая или низкая? Какова ее толщина? Возможно,
стена в некоторых местах толще, чем в других? Где
она толще — у основания или наверху? Нет
необходимости беспокоиться о том, что все эти
особенности могут означать. Вашему сознанию не
стоит себя этим утруждать, доверьтесь
подсознанию.
Обратите внимание на то, как ярко
светит солнце. Его горячие лучи, освещающие
ледяную стену, падают прямо на вас. Вы купаетесь в
солнечных лучах, нежитесь в солнечных лучах. Вам
хорошо и приятно. Солнце светит так ярко, что
стена льда начинает таять. Отчетливо представьте
себе, что вся она состоит из ваших внутренних
преград, страхов, тревог. Внимательно следите за
тем, как ледяная стена тает под палящими лучами
солнца — кап, кап, кап. На это потребуется время.
Могут возникнуть неприятные ощущения. Не
исключены и более неприятные чувства.
В этом случае следует просто отметить их
мысленно, дав им уйти. Под лучами солнца стена
тает, становится все меньше и меньше, пока
полностью не растает. Когда ледяная преграда
полностью растает, вы ощутите разливающееся по
телу тепло. Еще бы, удалось растопить столько
внутреннего «льда». Все то, что мешало нормальной
жизни, ушло навсегда.
Взгляните на слякоть, на воду,
оставшуюся от растаявшей ледяной стены. Под
вашим взглядом вода начинает приобретать
определенные очертания. Из нее возникают сильные
добродушные собаки. Это белоснежные эскимосские
лайки, они отряхиваются от грязи, они готовы
везти ваши сани. Сделайте глубокий вдох, а
выдохнув, натяните поводья, и лайки отправятся в
путь. Вы летите в санях все быстрее, и чистый
прохладный ветер все сильнее дует вам в лицо,
освежает тело.
Ощутите, как отныне свободное тело
наполняется бодростью и весельем в преддверии
новой жизни. Сделайте глубокий вдох. На выдохе
представьте себе, как ваши сани рвутся вперед,
преодолевая последние метры и мгновения,
отделяющие вас от настоящего. Еще несколько раз
глубоко вдохните, начиная на выдохе возвращаться
в «здесь-и-сейчас».
Делайте это медленно, подобно кошке,
потягивающейся после сна. Вы можете побыть в этом
состоянии столько, сколько вам необходимо, а
затем открыть глаза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров А.И. Как преодолеть
страхи детей. М., 1986.
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в
поведении ребенка. М., 1997.
3. Захаров А.И. Неврозы у детей и
психотерапия. СПб., 1998.
4. Бонд Л. Магия цвета.
|