Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

НАУКА О ДУШЕ

или разговор по душам?

Во многих школах психологию как учебный предмет ввели совсем недавно, а в некоторых общеобразовательных учреждениях такого урока нет вовсе.
Нужна ли психология в школе или не нужна — это спорный вопрос, поэтому мы решили прислушаться в первую очередь к мнению самих учеников.
Около года тому назад в подмосковной гимназии № 1 г. Мытищи в расписании старшеклассников появился совершенно новый предмет — в одной колонке с математикой и биологией стоял урок психологии. Эксперимент оказался удачным, и уже сегодня ученики 11-го класса могут сделать самостоятельные выводы о том, насколько необходим этот предмет и каким он должен быть.

В СООТВЕТСТВИИ С ПРОСЬБАМИ

Опрос старшеклассников гимназии № 1 доказал, что психология нужна в школе, а вот оценки совсем необязательны: «Зачем засорять учительский журнал?» В самом деле, разве можно поставить человеку «двойку» за необщительность или замкнутость? Да ему же помочь надо!
Есть столько разных способов: игры, соответствующие задания. По мнению психологов, зеркало в квартире — большая ценность: «Вот так стоишь перед ним и строишь самому себе забавные рожицы». Оказывается, подобные упражнения помогают нам избавиться от тяжкого груза — вечно мешающих комплексов, дают возможность почувствовать себя более раскованным, раскрепощенным. В этом и состоят основные практические задачи психологии.
Теория, к сожалению, не очень-то интересует молодежь. Строение нейронов, типы темперамента — это удел профессионалов. Подросткам же гораздо важнее просто научиться общаться, поэтому необходимо и уроки психологии проводить в соответствии с их просьбами и пожеланиями.

ПО ЗАКОНУ ДУШИ

«Для того чтобы общаться, нужно в первую очередь научиться управлять своими эмоциями, — считает ученица 11-го класса Алла Жуковская. — Сохранять самообладание — очень важно. В школе мы часто переживаем из-за конфликтов с учителями, одноклассниками. Нервные срывы и депрессии неизбежны».
Безусловно, стрессы нам ни к чему. Вот только возникает вопрос: как же управлять этими самыми эмоциями? Подавлять негативные эмоции в себе, тем самым накапливая их, нельзя ни в коем случае!
Учительница психологии гимназии № 1 С.П. Фадеенко: «Избавиться от отрицательных эмоций, превратить их в положительные не так легко. Этому нужно учиться. Существуют специальные тренинги, практические занятия, домашние задания...»
Что касается последнего, мнения психологов и учеников разошлись. Старшеклассники категорически против всякого рода домашних заданий: «Контрольные работы, задания — это делает урок психологии похожим на урок математики или физики». А ведь в психологии важны не интегралы с теоремами и не закон всемирного тяготения, а закон души человека, его внутреннего мира, причем каждый закон имеет свою формулу. Поэтому и к каждому старшекласснику необходим сугубо индивидуальный подход. Одному достаточно урока психологии раз в неделю, а другому хотелось бы побеседовать со специалистом, излить душу, посоветоваться.

«НЕ ПОУЧАТЬ!»

С.П. Фадеенко: «В школе должен быть отдельный кабинет психолога, чтобы юноши и девушки в любой момент могли бы прийти и поделиться своими проблемами».
К счастью, такой кабинет в нашей гимназии существует, но почему-то дети ходят туда нечасто. И дело тут вовсе не в том, что проблем у молодежи не стало (проблем-то как раз предостаточно). Но вот, например, ученица 11-го класса Светлана Куликова убеждена, что труднее всего преодолеть барьер между подростком и взрослым, так сказать, перешагнуть возрастную ступень: «Тяжело довериться тому, кто намного старше тебя. Поймет ли этот человек тебя правильно? Не станет ли осуждать?»
Неудивительно, что из-за страха быть непонятыми подростки довольно редко доверяют своим родителям.
Старшеклассники выдвинули школьному психологу определенные требования: «Не поучать! Не «читать мораль»! Не разглашать конфиденциальную информацию!» — и еще много всяких «не». Учительница психологии, в свою очередь, добавила: «Не стоит также психологу раздавать подросткам советы направо и налево, необходимо вместе с ними искать решение проблемы, выход из создавшейся ситуации».

БЕЗ КИСТИ И КРАСОК

Как правило, молодежь волнуют самые разные проблемы. По результатам школьного опроса, на первом месте еще совсем недавно стояла проблема одиночества. Многие старшеклассники в тот или иной момент жизни чувствуют себя беспомощными: «Родители не понимают, друзья отворачиваются. Нет ни поддержки, ни опоры».
Известно, что для юношей и девушек 15–16 лет друзья важнее всего прочего, общение необходимо как воздух. Подросток вне компании — «белая ворона». Нет друзей — значит, нет уверенности в себе. Поэтому ученики гимназии единодушно поддержали идею о проведении уроков психологии, обучающих искусству общения. Да, именно искусству, так как общение — своего рода творческий процесс, который имеет свои заповеди. Прежде всего, нужно научиться уважать мнение каждого, научиться слушать и слышать собеседника и т.д.
Следуя этим заповедям, старшеклассники без кисти и красок рисуют свой психологический портрет и стремятся подражать ему, время от времени совершенствуя этот образ, внося новые идеи.

УСТУПКИ УЧИТЕЛЯ

Опросив двадцать пять старшеклассников, мы выяснили, что самым интересным для них является самопознание, «расшифровка» своего характера с помощью различных игр: «На уроке психологии мы высказываем в игровой форме свои мнения друг о друге. Здесь главная задача — не обижаться, а принять во внимание как свои достоинства, так и недостатки».
А восемь учеников 11-го класса решили, что самое важное на уроке — это тренинги, именно они учат подростков управлять своими эмоциями, общаться друг с другом.
Таким образом, в нашей гимназии урок психологии планируется не столько учителем, сколько самими учениками. Мнение подростков играет здесь главную роль, поэтому школьному психологу приходится идти на уступки: и теорией не слишком обременять, и оценки не ставить, и домашние задания не задавать, и контрольные не проводить. И это совершенно логично, так как не преподаватель, а сам старшеклассник — хозяин своей души, а значит, многое зависит от его пожеланий, поэтому уроки психологии проводятся в абсолютно свободной и непринужденной манере.
Старшеклассники с удовольствием делятся своим опытом с учениками младших классов, потому что наукой о душе человеческой нужно интересоваться с самого детства...

Марианна ВИШНЕВСКАЯ,
ученица 11-го класса гимназии № 1,
г Мытищи, Московская обл.