НЕУЛОВИМЫЙ ПРЕДМЕТ
СЕРЬЕЗНОЙ НАУКИ
Прежде психологией называлась
наука о душе человеческой,
а теперь это наука об ее отсутствии.
Василий Ключевский
ДУША — предмет, казалось бы,
настолько туманный и неопределенный, что вряд ли
он может выступать научной категорией. Однако
для психологии это понятие имеет принципиальную
важность — хотя бы потому, что само название этой
науки буквально можно перевести как «наука о
душе». В нашей стране именно такое понимание
психологии бытует с конца ХVIII века. Так, например,
еще в 1791 году в Санкт-Петербурге была выпущена
книга с примечательным названием «Начальные
философические статьи, касающиеся до существа и
свойств души человеческой, сочиненные во вкусе
древних писателей и расположенные по образу,
математическим наукам свойственному, иначе,
составляющие науку, психологией называемую».
Впрочем, такое представление существовало чуть
более века.
В 1916 году С.Л. Франк констатировал: «Мы
не стоим перед фактом смены одних учений о душе
другими (по содержанию и характеру), а перед
фактом совершенного устранения науки о душе...
Прекрасное обозначение «психология» — учение о
душе — было просто незаконно похищено и
использовано как титул для совсем иной научной
области».
Долгие годы в нашей стране само
понятие души считалось идеалистической
абстракцией, несовместимой с
естественно-научным, материалистическим
видением мира. Создалась парадоксальная
ситуация — психология оказалась наукой о том,
чего якобы и нет.
Так о чем же, собственно, эта наука?
Можно ли с научной точки зрения ответить на
вопрос: «Существует ли душа?» Точнее — какой
смысл допустимо вкладывать в это понятие в
рамках научного мировоззрения? От богословской
трактовки в данном случае следует
дистанцироваться, не отвергая ее и не
солидаризируясь с ней, ибо религиозная вера для
своего обоснования в научном знании не
нуждается, существует независимо от него, и
науке, в свою очередь, опора на религиозные
догматы не требуется.
Однако и полностью проигнорировать
так называемые идеалистические представления
невозможно, иначе пришлось бы отказаться от
рассмотрения самого термина. Необходимо хотя бы
вкратце рассмотреть эволюцию этого понятия в
истории научной мысли. Причем именно вкратце,
поскольку более или менее детальное освещение
этого вопроса потребовало бы десятка томов. Так,
родоначальник экспериментальной психологии В.
Вундт за 16 лет до открытия первой в мире
психологической лаборатории, в 1863 году, посвятил
этому вопросу целый курс лекций.
Прежде всего следует отметить, что
само греческое слово «психе» (точнее — псюхе)
изначально является именем собственным. Так
звали героиню древнегреческого мифа, известную в
отечественной литературной традиции как Психея.
Согласно преданию, земная девушка
Психея полюбилась Эроту (в латинской традиции —
Амуру), сыну богини Афродиты (Венеры). Мать,
недовольная перспективой столь неравного союза,
постаралась ему всячески воспрепятствовать и
заставила Психею преодолеть множество нелегких
испытаний, которые та, однако ж, с честью
выдержала. Эрот, со своей стороны, уговорил
олимпийских богов способствовать его союзу с
любимой. В результате Психея обрела бессмертие, и
влюбленные навеки соединились.
Для древних греков Психея
символизировала бессмертную сущность человека,
поднимающую его над бренностью бытия. Ее именем
стали называть душу, представления о которой у
греков сильно отличались от тех, что были
впоследствии развиты в рамках христианской
доктрины. Да и слово «психология» придумали
вовсе не древние греки. Его ввел в научный обиход
немецкий философ Христиан Вольф на рубеже
ХVII–XVIII веков. Ныне это название уже не отражает
прежних представлений о душе и вообще является
скорее традиционным, символическим (подобно тому
как геометрия давно вышла за рамки землемерия,
однако называется как встарь).
Можно предположить, что ранние
представления о душе возникли в глубокой
древности и были связаны с анимистическими
взглядами первобытного человека. Древние
представления о душе как дыхании возникли из
объективной реальности при наблюдении над
дыханием живого существа, которое у мертвого
исчезало (якобы потому, что умирающий «испускал
душу» с последним вздохом). Наблюдения над
прекращением жизни вследствие обильного
кровотечения привели к тому, что кровь также
стали считать носительницей души. Переживания
сновидений привели к представлению о
независимом существовании души и тела.
Дальнейшее развитие представлений о
душе шло в русле философского знания и
выражалось в столкновении идеалистического и
материалистического учений о психике. Уже у
Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела
(он и магниту приписывал душу), у Анаксагора она —
воздух, у пифагорейцев она бессмертна и
переселяется, а тело является для нее чем-то
случайным (пифагореец Филолай впервые назвал
тело тюрьмой души).
Так постепенно наметилось движение
античной мысли в направлении идеалистического
понимания души. Ему долгое время противостояло
наивно-материалистическое учение, главным
представителем которого может быть назван
Демокрит. Он считал, что душа — это материальное
вещество, которое состоит из атомов огня,
шарообразных, легких и очень подвижных. Все
явления душевной жизни Демокрит пытался
объяснить физическими и даже механическими
причинами. По его мнению, душа получает ощущения
от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы
приводятся в движение атомами воздуха или
атомами, непосредственно «истекающими» от
предметов.
В противоположность этому учению,
основоположник объективного идеализма Платон
рассматривал индивидуальную человеческую душу
как образ и истечение универсальной мировой
души. Душа существует прежде, чем она вступает в
соединение с каким бы то ни было телом. В своем
первобытном состоянии она пребывает в царстве
вечных и неизменных идей, где истина и бытие
совпадают, и занимается созерцанием сущего. По
своей природе душа бесконечно выше бренного тела
и потому может властвовать над ним. Телесное,
материальное пассивно само по себе и получает
свою действительность только от духовного
начала.
Согласно Платону, существуют три
начала человеческой души.
Первое и низшее роднит его с животными
и даже растениями. Это вожделеющее неразумное
начало. Обладая им, всякое живое существо
стремится удовлетворять свои телесные нужды; эта
часть души испытывает удовольствие, достигая
этой цели, и страдание — в противном случае. Она
составляет большую часть души любого человека.
Другое — разумное — начало
противодействует стремлениям вожделеющего
начала.
Третье начало — «яростный дух». Этой
частью души человек «вскипает, раздражается,
становится союзником того, что ему
представляется справедливым, и ради этого он
готов переносить голод, стужу и все подобные им
муки, лишь бы победить; он не откажется от своих
благородных стремлений — либо добиться своего,
либо умереть; разве что его смирят доводы
собственного рассудка, который отзовет его
наподобие того, как пастух отзывает свою собаку».
(Приходится лишь поражаться, в какой мере эти
представления предвосхищают психоаналитическую
доктрину личности.)
Согласно Платону, все стороны души
должны находиться в гармоничном отношении друг к
другу при господстве разумного начала.
Весьма сложное представление о душе
развил Аристотель. Его трактат «О душе» — первое
психологическое сочинение, которое в течение
многих веков оставалось главным руководством по
психологии. Аристотель многими почитается и как
основатель психологии (как, впрочем, и целого
ряда других наук).
Аристотель отрицал представление о
душе как о веществе, но в то же время не считал
возможным рассматривать душу в отрыве от
материи. Для определения природы души он
использовал сложную философскую категорию
«энтелехия», которая означает осуществление
чего-то. «Душа, — писал он, — необходимо есть
сущность в смысле формы естественного тела,
обладающего в возможности жизнью. Сущность же
(как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть
энтелехия такого тела».
Один привлекаемый Аристотелем образ
хорошо помогает понять смысл этого определения.
«Если бы глаз был живым существом, — писал
Аристотель, — то душой его было бы зрение».
Главная функция души, по Аристотелю, —
реализация биологического существования
организма. Такое представление закрепилось
впоследствии за понятием «психика».
Что же касается понятия «душа», то оно
все более сужалось до отражения преимущественно
идеальных, «метафизических» и этических проблем
существования человека. В эпоху Средневековья
учение Аристотеля о душе было преобразовано
Фомой Аквинским в идеалистическое. Но
богословская дискуссия о природе души на этом не
завершилась. Согласно пониманию некоторых отцов
церкви (например, Тертуллиана), душа материальна,
другие (например, Августин) считают ее
нематериальной. Последнее понимание в итоге
возобладало в христианстве.
Философские же споры продолжались.
Например, по мнению И. Канта, апелляция к
нематериальному принципу во имя разрешения
вопроса о душе представляет собой прибежище
ленивого разума. Для Канта душа есть предмет
внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в
коей мере не субстанция; рассуждения о
субстанциональности души должны уступить место
рассуждениям о ее актуальности. В эмпирической
психологии, оформившейся в ХIХ в., понятие о душе
было заменено представлениями о душевных
явлениях.
В современной научной литературе, как
философской, так и психологической, термин
«душа» не употребляется или используется очень
редко — как синоним слова «психика». Характерно,
что понятие «душа» встречается не во всех
психологических энциклопедиях и словарях. В
обыденной речи слово «душа» обычно
соответствует понятиям «психика», «внутренний
мир человека», «переживание», «сознание».
Что же касается религиозного
понимания души, то ее невозможно понять с помощью
психологических методов. Интересно, что
необходимость такого разграничения
применительно к научной психологии давно
подчеркивалась церковью.
В марте 1914 года на торжестве по случаю
официального открытия первого в России
Психологического института при Московском
университете (ныне Психологический институт РАО)
епископ Серпуховский Анастасий сказал в своей
речи: «Возможно точное изучение душевных
явлений, вообще говоря, можно только
приветствовать. Но, стремясь расширить круг
психологических знаний, нельзя забывать о
естественных границах познания души вообще и при
помощи экспериментального метода, в частности.
Точному определению и измерению может
подвергаться лишь, так сказать, внешняя сторона
души, которая обращена к материальному миру... Но
можно ли исследовать путем эксперимента
внутреннюю сущность души, можно ли измерить ее
высшие проявления? Не к положительным, но к самым
превратным результатам привели бы подобные
попытки».
Вероятно, с такой постановкой вопроса
(точнее — с таким его решением) психологам
следует согласиться.
Так или иначе, признавая психологию
наукой, следует также признать, что это наука
особого рода. Изучая душевные явления, она так и
не ответила, да, наверное, никогда и не сможет
ответить, явления чего она изучает.
Сергей СТЕПАНОВ
|