Автор предлагаемой ниже разработки является
педагогом-психологом детского сада
подмосковного города Видное. Уже несколько лет
Елена Николаевна АНАШКИНА использует в своей
работе с ребятами подготовительной группы
программу «Психологическая азбука», одним из
авторов которой является Игорь Вачков, творчески
ее преобразуя и дополняя. Думается, ее опыт и
интересные находки могут быть полезны не только
психологам дошкольных образовательных
учреждений, но и тем, кто проводит подобную
работу с первоклассниками. Сегодня она
представляет сценарий занятия по теме
«Ощущения».
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ
Развивающие занятия
ЗАНЯТИЕ "ОЩУЩЕНИЕ"
Задачи
Развивать у детей зрительные,
осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.
Закрепить знания об ощущениях.
Тренировать навыки взаимодействия в
группе.
Материал
Четыре вазона, в которых находятся
камешки, вода, семечки, кусочки меха; цветные
карандаши; листы бумаги формата А4 (по 2 на каждого
ребенка); бубен; угощение (порционные кусочки
яблока, моркови, конфеты); полотенце; детали
костюма для гномов-ощущений: очки (без стекол) для
Глазастика, длинный нос для Носастика, большие
перчатки для Рукастика, сумка с продуктами для
Вкусняшки, большие уши (как у Чебурашки) для
Ушастика; повязки на глаза каждому ребенку; столы
и стулья по количеству детей в группе.
Предварительная работа
Детям на предыдущем занятии было дано
объяснение, что такое «ощущение».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие педагога и психолога
Дети встают в круг, передают игрушку
Пси-Мага друг другу, произнося слова:
«Здравствуй, Пси-Маг, я рад (рада) тебя видеть на
занятии».
2. Разминка
Дети стоят в кругу.
Психолог. Дети, представьте, что
вы сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»
Дети отвечают: «Ау!»
Психолог (обращаясь к одному из детей). Дима,
глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай и скажи,
как он одет.
Ребенок закрывает глаза, а в это время психолог
молча подает знак другому ребенку, который
произносит: «Дима, ау!»
Дима слушает, кто его позвал, угадывает
позвавшего, описывает, как он одет.
Игра повторяется два-три раза.
Психолог. Дети, какой гном-ощущение больше
всех участвует в этой игре? Правильно, Ушастик. А
почему вы так думаете?
Дети. Ушами мы слышим разные слова и разные
звуки. Это особенно важно, когда глаза закрыты.
3. Работа по теме
Психолог. Какие гномы-ощущения
вам уже знакомы?
Дети перечисляют: Ушастик, Глазастик, Рукастик,
Носастик, Вкусняшка.
Психолог. Эти гномы пришли к нам в гости.
Встречайте.
Под веселую музыку заходят дети, переодетые в
гномов (подготовиться детям помогает либо
ассистент психолога, либо воспитатель,
работающий в этой группе).
У Ушастика — большие уши.
Вкусняшка — несет сумку с продуктами.
Глазастик — в очках.
Рукастик — в больших перчатках.
Носастик — с большим носом.
Гномы здороваются со всеми.
Психолог. Дети, догадались ли вы, какие
имена у этих гномов?
Дети отвечают.
Психолог. А как вы догадались? Какие
ощущения получает Глазастик? С помощью чего
получает ощущения Глазастик? А Носастик?
Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
Психолог обобщает ответы детей.
Психолог. Они к нам пришли не просто так, а
хотят с нами поиграть в специальные
психологические игры, но чтобы им было удобно это
делать, давайте с помощью волшебных слов
превратим их в детей. Раз, два, три, четыре, пять!
Станьте вы детьми опять!
В другом конце групповой комнаты ассистент
помогает гномам снять детали костюмов.
Упражнение «Угадай, что находится в
кувшинах»
Психолог. Дети, нужно рукой
дотронуться до дна кувшина и догадаться, что там
лежит. Как вы думаете, какой гном придумал эту
игру?
Дети. Рукастик.
Все дети по очереди опускают руки в вазоны, но не
называют тех предметов, которые они там нашли, до
тех пор пока все не проделают это.
После опускания руки в вазон с водой дети
получают от психолога заранее подготовленное
полотенце. Когда каждый ребенок коснулся
содержимого всех вазонов, психолог просит
назвать, что же находилось в каждом из них.
Упражнение «Рисование вслепую»
Психолог просит детей занять места за
столами.
На столах лежат по два листа бумаги, простой
карандаш, цветные карандаши, повязка на глаза.
Психолог. Сейчас я вам завяжу глаза, и вы
попробуйте нарисовать то, что я вам скажу.
Детям завязывают глаза.
Психолог. На листе в середине (в центре)
нарисуйте круг, в правом верхнем углу —
треугольник, в левом нижнем углу — квадрат.
Если дети хорошо справляются с заданием, то можно
дать еще какие-нибудь задания на ориентировку на
месте с завязанными глазами.
Психолог. Снимите повязку с глаз,
посмотрите, правильно ли вы выполнили
предложенные задания? Трудно ли вам было?
Представьте себе, как трудно тем людям, которым
не помогает гном Глазастик. Но им помогают тогда
другие гномы-ощущения.
Упражнение «Минута шалости»
(из методического пособия М.М. Панфиловой
«Игротерапия». М., 2000, с. 98)
Детям дается возможность отдохнуть,
расслабиться.
По удару в бубен дети бегают, резвятся. Два удара
в бубен — собираются около психолога. Игра
проводится два-три раза.
Упражнение «Что помогает ощущать?»
Психолог. Дети, сейчас займите
места за столами. Возьмите лист чистой бумаги,
положите перед собой. Нарисуйте те части тела
гномов, с помощью которых они ощущают (глаза, уши,
руки, нос, язык).
Упражнение «Угощение»
Психолог. Ребята, посмотрите:
гном Вкусняшка нам что-то принес! Но что именно,
вы это должны определить сами — на вкус. Я на
язычок положу вам угощение, а вы закройте глаза и
отгадайте, что это такое.
Дети закрывают глаза, и психолог каждому кладет в
рот по маленькому кусочку угощения (морковь,
яблоко, конфету — порционные кусочки).
После того как каждый получил угощение, дети
называют, что им досталось.
Психолог. Ну вот, мы с вами познакомились со
всем тем, что принесли гномы-ощущения, мы
поиграли с ними, а теперь превратим детей опять в
гномов. Раз, два, три, четыре, пять! Станьте
гномами опять!
Дети, исполнявшие в начале занятия роли
гномов-ощущений, снова с помощью ассистента
психолога надевают свои костюмы.
4. Подведение итогов, процедура
прощания
Психолог. Ребята, давайте встанем
все в общий круг вместе с гномами. Попрощаемся с
Пси-Магом.
Дети передают Пси-Мага друг другу со словами: «До
свидания, Пси-Маг, я рад(а), что ты был у нас на
занятии. Приходи еще».
Игра «Танец вверх»
Психолог. Дети, а какое у вас сейчас
настроение? Такое (показывает большой палец
вверх)? Или такое (показывает большой палец
вниз)?
Обычно дети показывают палец вверх, значит, у них
настроение хорошее.
Психолог. Дети, на занятии по психологии в
какие игры вы играли? Кто к вам приходил в гости?
В групповой комнате после занятия гномы-ощущения
опять превращаются в детей.
Психолог. Раз, два, три, четыре, пять! Станьте
вы детьми опять!
Психолог благодарит детей за помощь на занятии.
Елена АНАШКИНА,
педагог-психолог
ЛИТЕРАТУРА
Вачков И.В., Попова А.Х. Программа
«Психологическая азбука» (для 1 класса).
Методическое пособие // Центр-информ. Вестник
службы практической психологии в образовании. —
Спец. выпуск. — Видное, 1997.
Вачков И.В. Психология для малышей, или Сказка
о самой «душевной» науке. М.: Педагогика-пресс, 1996.
Панфилова М.М. Игротерапия. М., 2000.
|