Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Альберт Бандура
СПб.: Евразия, 2000

Американский психолог Альберт Бандура принадлежит к числу тех всемирно известных ученых, чьи имена и в нашей стране достаточно широко известны в профессиональных кругах, но чьи идеи до последнего времени были знакомы большинству отечественных психологов лишь в лаконичном, далеко не исчерпывающем пересказе.
Совсем недавно увидела свет в переводе на русский язык первая из известных работ Бандуры, которая почти полвека назад сделала ему имя, — написанная совместно с Р. Уолтерсом книга о подростковой агрессии. В ней лишь в общих чертах вырисовывался теоретический подход автора к человеческому поведению, воплотившийся впоследствии в оригинальной теории социального научения.
В отличие от многих своих соотечественников, заинтересованных в массовом успехе, Бандура писал свою книгу не для «широкого круга», а для достаточно подготовленного читателя. Поэтому тем, чье профессиональное мировоззрение формировалось на базе поп-психологического ноу-хау, воспринять «Теорию социального научения» будет непросто, легким это чтение не назовешь (характерная цитата: «Анализ теорий поведения в общем представляет собой феноменологический подход, в котором самовосприятие приобретает особое значение, что несовместимо с бихевиоральной ориентацией, которая исходно не принимает во внимание самооценочные переживания»).
Полемизируя со своими предшественниками и возможными оппонентами, автор ссылается на альтернативные подходы очень лаконично, полагаясь на эрудицию читателя-профессионала. В то же время он указывает: «Психология не может сказать людям, как они должны прожить свою жизнь. Однако она может предоставить им средства для осуществления личностных и социальных изменений». Последнее, по сути дела, и составляет содержание книги.
Теория Бандуры по традиции относится к поведенческой, бихевиористской. Предисловие к русскому изданию научный редактор перевода Н.Н. Чубарь начинает словами: «Вот он, подлинный бихевиоризм». Написанное далее заставляет усомниться в столь однозначной оценке — слишком уж заметно отличие теории социального научения от традиционных поведенческих схем.
Основное внимание автор уделяет феномену научения через подражание, полагая, что многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением других. Причем в отличие от своих предшественников Бандура считает, что для приобретения новых реакций на основе имитации не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; подкрепление необходимо для того, чтобы сохранить и усилить приобретенные механизмы поведения.
По мнению автора, с которым трудно не согласиться, чрезвычайно важным представляется прикладной, педагогический аспект этой теории — поведение формирующейся личности можно регулировать и направлять, предоставляя возможность подражания авторитетным образцам.
Разумеется, теория Бандуры не безупречна. Ее критики указывают, что механизм имитации явно недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов. Только лишь наблюдая за ездой на велосипеде или игрой на фортепиано, трудно научиться ездить или играть самому — нужно еще кое-что...
Сегодня, держа в руках первоисточник, мы и сами имеем возможность оценить пределы применения теории социального научения. Ясно лишь, что они весьма широки, и заинтересованный читатель-профессионал наверняка извлечет из новой книги несомненную пользу — как познавательную, так и практическую.

Сергей СТЕПАНОВ