Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В.Н. Дружинин
СПб.: Питер, 2000

В последнее время, увлекшись практическими психологическими технологиями, мы как-то стали забывать, что современная психология изначально была наукой экспериментальной. Увлеченность экспериментами выросла из естественно-научной парадигмы, популярной на рубеже XIX–XX веков.
В мою бытность студентом изучение психологических дисциплин начиналось с общей и экспериментальной психологии. И пусть мы использовали старое оборудование, воспроизводя эксперименты «с бородой», все равно на этих занятиях мы впитывали методологию научного исследования, проникаясь духом экспериментальной науки. Книги же мы использовали в основном зарубежных авторов, хотя знали, что и в отечественной психологии накоплена немалая экспериментальная база.
Кстати, вовсе не случайно два тиража первого издания книги В.Н. Дружинина быстро разошлись. Ведь психологических вузов в стране стало больше.
Итак, книга, безусловно, своевременная и полезная. Состоит она из двух частей: первая посвящена собственно экспериментальной психологии как учебной дисциплине, вторая — вопросам общей методологии психологического исследования.
Приложения к учебнику содержат «Этические принципы проведения исследования на человеке» Американской психологической ассоциации, образец анкеты проведенного эксперимента и почему-то Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале». Словарь включает в себя некоторые ключевые, по мнению автора, понятия психологии.
Первая часть представляет собой учебник, в котором последовательно и достаточно подробно излагается смысл и содержание психологии как экспериментальной науки.
Автор рассказывает о принципах и структуре научного исследования, эмпирических методах в психологии, процедуре и основных характеристиках психологического эксперимента. Отдельная глава посвящена проблемам планирования психологического исследования. Рассматриваются также измерения в психологии и вопросы, связанные с интерпретацией и представлением результатов.
Весьма интересна глава «Психология психологического эксперимента», в которой обсуждаются проблемы, связанные с влиянием личностей как экспериментатора, так и испытуемого на ход и результаты экспериментальной деятельности.
Каждая глава снабжена списком вопросов для контроля.
К недостаткам можно отнести привычное для отечественной традиции издания психологической литературы расположение списка источников: в конце книги. Для студентов (а это, я напомню, «Учебник нового века») гораздо удобнее использовать небольшие списки литературы в конце каждой главы, как это сделано в американских учебниках.
Вторая часть книги носит общеметодологический характер и будет интересна прежде всего тем, кто интересуется философскими проблемами научного психологического исследования.
В заключение вслед за автором хочу повторить слова М. Нордау: «Наука не соперничает ни с метафизикой, ни с богословием. Если последние раскрывают тайну мироздания — это их дело. Наука же скромно говорит: «Вот — факт, вот — гипотеза, вот — предположение. Я не могу дать больше без обмана». За столом науки есть место для всех, и всякий может присоединить свои наблюдения к наблюдениям других».

Александр ШАДУРА