ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
В.Н. Дружинин
СПб.: Питер, 2000
В последнее время, увлекшись
практическими психологическими технологиями, мы
как-то стали забывать, что современная
психология изначально была наукой
экспериментальной. Увлеченность экспериментами
выросла из естественно-научной парадигмы,
популярной на рубеже XIX–XX веков.
В мою бытность студентом изучение
психологических дисциплин начиналось с общей и
экспериментальной психологии. И пусть мы
использовали старое оборудование, воспроизводя
эксперименты «с бородой», все равно на этих
занятиях мы впитывали методологию научного
исследования, проникаясь духом
экспериментальной науки. Книги же мы
использовали в основном зарубежных авторов, хотя
знали, что и в отечественной психологии
накоплена немалая экспериментальная база.
Кстати, вовсе не случайно два тиража первого
издания книги В.Н. Дружинина быстро разошлись.
Ведь психологических вузов в стране стало
больше.
Итак, книга, безусловно, своевременная и
полезная. Состоит она из двух частей: первая
посвящена собственно экспериментальной
психологии как учебной дисциплине, вторая —
вопросам общей методологии психологического
исследования.
Приложения к учебнику содержат «Этические
принципы проведения исследования на человеке»
Американской психологической ассоциации,
образец анкеты проведенного эксперимента и
почему-то Правила подготовки рукописи для
публикации в «Психологическом журнале». Словарь
включает в себя некоторые ключевые, по мнению
автора, понятия психологии.
Первая часть представляет собой учебник, в
котором последовательно и достаточно подробно
излагается смысл и содержание психологии как
экспериментальной науки.
Автор рассказывает о принципах и структуре
научного исследования, эмпирических методах в
психологии, процедуре и основных
характеристиках психологического эксперимента.
Отдельная глава посвящена проблемам
планирования психологического исследования.
Рассматриваются также измерения в психологии и
вопросы, связанные с интерпретацией и
представлением результатов.
Весьма интересна глава «Психология
психологического эксперимента», в которой
обсуждаются проблемы, связанные с влиянием
личностей как экспериментатора, так и
испытуемого на ход и результаты
экспериментальной деятельности.
Каждая глава снабжена списком вопросов для
контроля.
К недостаткам можно отнести привычное для
отечественной традиции издания психологической
литературы расположение списка источников: в
конце книги. Для студентов (а это, я напомню,
«Учебник нового века») гораздо удобнее
использовать небольшие списки литературы в
конце каждой главы, как это сделано в
американских учебниках.
Вторая часть книги носит общеметодологический
характер и будет интересна прежде всего тем, кто
интересуется философскими проблемами научного
психологического исследования.
В заключение вслед за автором хочу повторить
слова М. Нордау: «Наука не соперничает ни с
метафизикой, ни с богословием. Если последние
раскрывают тайну мироздания — это их дело. Наука
же скромно говорит: «Вот — факт, вот — гипотеза,
вот — предположение. Я не могу дать больше без
обмана». За столом науки есть место для всех, и
всякий может присоединить свои наблюдения к
наблюдениям других».
Александр ШАДУРА
|