«НЕ ПОЛОЖЕНО!»,
или НАШ ОТВЕТ ВАШЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Иначе как криком души не назовешь письмо,
присланное к нам в редакцию
педагогом-психологом, работающим в одном из
небольших городов (фамилию мы по понятным
причинам не называем). В нем затронуты
практически все болевые точки, которые возникают
в работе психолога образовательного учреждения.
За официальными комментариями мы обратились к
начальнику отдела практической психологии и
охраны здоровья Министерства образования России
Игорю Михайловичу КАМАНОВУ.
Отрывок из письма
В своей работе я столкнулась с такой
проблемой и решить ее без вашей помощи, наверное,
не смогу.
В нашей газете, а я ее считаю своей, я прочитала о
правах психолога («Настенный юридический
мини-справочник еженедельника «Школьный
психолог», № 48, 1999 г.). Работая первый год,
постеснялась показать администрации эту газету
и заявить о своих правах. На второй год работы я
показала эту газету администрации, и мне
добавили к моей ставке 15%.
Тогда я, помимо того что работала на полную
ставку психолога, вела еще 3 коррекционных часа в
трех классах (4, 7, 9-м) и факультатив в 9-м классе.
Но повышения оклада я добилась с большим трудом
— только благодаря вашей газете. В этом году
сказали: не положено. Причем в разных местах
причину отмены 15% надбавки объясняли по-разному.
Вот это и настораживает. Экономист сказал, что
психологу не положена 15%-ная надбавка, а только
логопеду положена, но у нас в школе логопеда нет.
Администрация заявила, что в прошлом году у меня
было три коррекционных класса (выравнивания), а в
этом осталось два и поэтому никаких доплат не
положено. Так ли это?
У меня в этом году 2 часа коррекционных
развивающих занятий в 5-м классе и один час в 8-м
классе.
В газете же о правах психолога сказано так: «За
работу в коррекционных классах для детей,
имеющих отклонения в развитии, ставки зарплаты
работников повышаются на 15—20%». Здесь ничего не
сказано о количестве коррекционно-развивающих
часов и о количестве таких классов.
Убедительно прошу вас дать разъяснение по этому
вопросу. Зависит ли 15%-ная надбавка к ставке
психолога (я уже не говорю о 20%) от количества
классов выравнивания?
Игорь Каманов: Многие из вопросов,
заданных коллегой, можно решить в стенах самого
образовательного учреждения. Администрация и
профсоюзные комитеты вправе выплачивать из
директорского фонда надбавки специалистам в
рамках указанных процентов. При этом величина
надбавки напрямую не зависит от количества
коррекционных классов, в которых работает
специалист.
Если педагог-психолог много работает с детьми,
имеющими отклонения в развитии, то он вправе
поставить этот вопрос перед администрацией и
профсоюзом образовательного учреждения.
Обратимся непосредственно к документам. В Письме
Министерства общего и профессионального
образования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах
учреждений образования» мы читаем:
Согласно письму Минобразования России от 12
января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом
России) за работу в специальных коррекционных
образовательных учреждениях (группах, классах)
для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки
заработной платы (должностные оклады) работников
повышаются на 15–20%.
Конкретный перечень работников и размер
повышения ставок заработной платы (должностных
окладов) за работу в указанных образовательных
учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до
20% определяется образовательным учреждением в
зависимости от степени и продолжительности
общения с детьми, имеющими отклонения в развитии.
За работу с детьми, имеющими отклонения в
развитии речи, ставка заработной платы
учителей-логопедов повышается на 15–20%. Если
учитель-логопед работает в специальном
(коррекционном) образовательном учреждении (или
классе, группе) для детей, имеющих, кроме
отклонений в развитии речи, другие отклонения в
физическом развитии (дефекты зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата и др.) или
отклонения в умственном развитии, то повышение
ставки заработной платы производится только за
работу с детьми, имеющими отклонения в развитии
речи.
В соответствии с п. 57 Инструкции о порядке
исчисления заработной платы работников
просвещения, утвержденной приказом Министерства
просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, повышения
ставок заработной платы (должностных окладов) за
работу в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях (группах, классах)
для детей, имеющих отклонения в развитии,
образуют новые ставки заработной платы при всех
расчетах, связанных с оплатой труда.
Законом Российской Федерации «Об образовании»
(статья 54, п. 4) образовательному учреждению
предоставлено право в пределах имеющихся у него
средств на оплату труда работников данного
образовательного учреждения самостоятельно
определять размеры доплат, надбавок, премий и
других мер материального стимулирования.
Отрывок из письма
В этой же статье «Школьного
психолога» было сказано, что количество ставок
педагога-психолога не нормируется. Я работаю в
школе психологом одна на 700 учащихся. В некоторых
школах за такое количество учащихся психологи
получают 1,5 ставки. Когда я заявила об этом
администрации, мне сказали: «Не положено». Права
как будто бы у нас есть, но когда начинаешь о них
говорить, ответ один: «Не положено». Тогда не
легче ли взять оплачиваемую категорию (то есть
определенное количество учащихся) и работать
только с ними. Ведь на коллегии Минобразования РФ
было сказано: «Образовательное учреждение,
имеющее свыше 500 учащихся, вправе иметь более
одной ставки педагога-психолога, исходя из своих
потребностей». Мне по этому поводу сказали, что
это надо делать не в середине учебного года, а в
начале: надо писать бумагу заведующему РОНО.
А в наших правах говорится, что образовательное
учреждение самостоятельно в решении этих
вопросов, только чтобы это не шло вразрез с
федеральными нормативами. Кто же прав?
Игорь Каманов: Если следовать
букве закона, то можно сказать, что в настоящее
время, в соответствии с Законом «Об образовании»
(ст. 32,
п. 9) установление структуры управления
деятельностью образовательного учреждения,
штатного расписания, распределения должностных
обязанностей находится в компетенции и
ответственности образовательного учреждения.
Проконсультируйтесь с коллегами. Может быть, у
них есть опыт в решении этого вопроса.
Сейчас отделом практической психологии и охраны
здоровья детей Управления специального
образования предпринимаются меры по разработке
методических рекомендаций по примерным штатным
нормативам для всех видов образовательных
учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи.
Отрывок из письма
Я за свои деньги оформила кабинет,
сама приобретаю все необходимое для работы. Знаю,
что администрация выделяет средства для
приобретения ручек, тетрадей, бумаги и т.д. Или
это дают по линии РОНО? Но это все для
администрации, а для психолога, говорят, не
положено.
Компенсация за оформление кабинета мне тоже не
положена, хотя всем мой кабинет понравился. Но не
положено — и все. Наверное, надо кабинет с зимним
садом, для того чтобы он был оплачиваемым. А ведь,
как я узнала, оформление кабинета входит в
компенсационные доплаты. Единственное, с чем
согласны все руководители, так это то, что
психолог не имеет права на пенсию за выслугу лет.
В этом вопросе других мнений и возражений нет.
Игорь Каманов: Здесь, как и в
остальных случаях, все решается внутри
коллектива школы. Образовательному учреждению
выделяется общий фонд доплаты по кабинетам.
Психолог имеет такое же право претендовать на
выплаты за кабинет, как и учителя-предметники.
Отрывок из письма
Теперь еще об одном — об
инструктивном письме от 24.12.2001 г. № 29/1886—6, где
говорится об использовании рабочего времени
педагога-психолога. В конце вашей статьи сказано:
«...так что знайте и руководствуйтесь».
Но для этого, наверное, еще надо, чтобы было дано
указание школам, ведь одного нашего слова и слова
нашей газеты недостаточно.
Мы, психологи, должны были находиться в школе 24
часа (+12 часов). Теперь же — 18 часов. Можем ли мы
работать по этой сетке уже сейчас, изменив свои
часы работы, или с нового учебного года? Боюсь,
что администрация не обрадуется, если я буду
работать вместо 24 часов — 18. Наверное, если
продолжать так работать, увеличив свою недельную
нагрузку до 27 часов, то тогда будет уже 1,5 ставки.
И будет ли администрация это оплачивать?
Игорь Каманов: В соответствии с
упомянутым инструктивным письмом — на
индивидуальную и групповую профилактическую
работу, диагностическую, консультативную,
коррекционную, развивающую, учебную,
просветительскую работу с обучающимися и
воспитанниками; а также на экспертную,
консультационную работу с педагогическими
работниками и родителями (законными
представителями) по вопросам развития, обучения
и воспитания детей в образовательном учреждении;
на участие в психолого-медико-педагогическом
консилиуме — психолог затрачивает 18 часов в
неделю.
Остальное время (в пределах установленного
количества часов в неделю) приходится на
подготовку к индивидуальной и групповой работе;
обработку, анализ и обобщение полученных
результатов; подготовку к
экспертно-консультационной работе с
педагогическими работниками и родителями
обучающихся и воспитанников;
организационно-методическую деятельность
(повышение личной профессиональной
квалификации, самообразование, супервизорство,
участие в методических объединениях, заполнение
аналитической и отчетной документации) и др.
Все виды работ должны быть зафиксированы в
планах и отчетах по видам деятельности
педагога-психолога.
И если специалист представит подробно
составленный график своей работы, где прописаны
все виды деятельности и временные затраты на них,
то вряд ли у администрации школы возникнут
какие-то возражения. Тем более что выполнение
указанной работы педагогом-психологом может
осуществляться как непосредственно в
образовательном учреждении (при обеспечении
администрацией образовательного учреждения
необходимых условий работы, с учетом специфики и
требований к профессиональной деятельности
педагога-психолога), так и за ее пределами, что
предусматривается правилами внутреннего
распорядка образовательного учреждения.
В инструктивном письме распределение времени
дается в качестве рекомендации, а администрация
вправе предложить свои условия по регламенту
нагрузки и организации рабочего времени
педагогов-психологов.
Вместе с тем нельзя не отметить, что
педагог-психолог в системе образования
относится к категории педагогических
работников, наименее защищенных в правовом
отношении, и в настоящее время Управлением
специального образования разрабатывается пакет
нормативных документов, касающийся деятельности
педагогов-психологов службы практической
психологии в системе образования.
Подготовила Ольга РЕШЕТНИКОВА
|