ВМЕСТЕ С ВЕРОЙ
Эта история началась около двух лет
назад. Одна некоммерческая организация
пригласила меня поработать с детьми-инвалидами в
одном из районов Москвы. В тот период жизни я
ощущал потребность в получении нового опыта,
испытывая некоторую внутреннюю
неудовлетворенность тем, что я тогда делал.
КЛУБОК ПРОБЛЕМ
Следует отметить, что у меня имелся
некоторый опыт работы с семьями детей с особыми
нуждами (именно так называют эту категорию людей
во всем мире: «people with special needs»), так что не
могу сказать, что для меня эта область была терра
инкогнита. И все же здесь не бывает общих случаев
— практически каждая семья, каждый ребенок
представляют собой особый мир. Этот мир — очень
закрытый, он чрезвычайно чувствителен к любой
попытке вмешательства извне. Психологу в этом
случае важно действовать внимательно и
осторожно, не пытаясь сделать больше того, на что
люди готовы в данный момент.
Ситуация консультирования семей, имеющих
ребенка с особыми нуждами, бывает осложнена тем,
что родители не могут смириться с недугом
ребенка и, вместо того чтобы принять его таким,
какой он есть, и заняться поиском путей
компенсации недостатков, изо всех сил пытаются
«вытянуть» его из состояния этой
недостаточности.
Но есть и другая категория родителей: они прячут
своего ребенка от окружающего мира и других
людей. Чаще всего родителями при этом движет не
забота о ребенке, а смешанное чувство стыда и
вины за то, что у них такой ребенок.
И те и другие родители сверхчувствительны к
любым проявлениям внимания со стороны других
людей: как правило, они относятся к ним с
недоверием и даже агрессивно.
Очень часто родители считают, что раз никто не
может им помочь глобально (вылечить ребенка), то и
нечего больше суетиться, а нужно просто нести
свой крест, стараясь получить от государства
хоть какие-то блага и льготы за свои страдания.
Во многих случаях, по моим наблюдениям, врачи не
могут определить однозначный путь лечения
ребенка, его развития и поддержки. Один верит в
одно, другой в другое, и все занимаются бизнесом.
Вот люди и кочуют от одного специалиста к другому
в надежде на то, что кто-то дарует их ребенку
исцеление.
С одной стороны, нашим врачам, как правило, не
хватает психологической культуры. С другой
стороны, психолог, обладая этой самой культурой,
не владеет достаточными знаниями о возможностях
человеческого организма. Так что в идеале помощь
детям-инвалидам должна осуществляться
комплексно, при тесном взаимодействии врача и
психолога.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с семьей ребенка с особыми
нуждами — это всегда творческий процесс. Такая
работа требует от психолога готовности учиться.
При этом далеко не всегда нужно обращаться за
помощью к специальной литературе. Очень часто
родители весьма компетентны в проблемах,
связанных со здоровьем их ребенка, и психолог
может получить всю необходимую информацию от
них. Это помогает ему установить с родителями
тесный контакт, ведь они погружены в болезнь
своего ребенка, а поговорить, поделиться своими
мыслями и чувствами часто бывает не с кем.
Очень важно выслушать рассказ человека о том, как
он пытался справиться с этими проблемами, — а
вдруг что-то да упустили. Если вы сможете быть
хорошим слушателем, то, во-первых, это поможет вам
увидеть место психологической помощи в данной
семейной ситуации, а во-вторых — установить
доверительные отношения с родителями.
Работа с родителями — очень важная составляющая
процесса психологической помощи семьям детей с
особыми нуждами. В первую очередь, это касается
семей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями, не
подлежащими лечению: например, с олигофренией в
стадии имбецильности, с органическим поражением
ЦНС и т.п.
В этих случаях важно подвести родителей к мысли о
том, что их жизнь, тесно связанная с жизнью
ребенка, тем не менее является самостоятельной,
отдельной жизнью. И при этом начать следует с
признания того факта, что состояние ребенка
непосредственно связано с состоянием матери.
НЕНУЖНЫЙ СИМБИОЗ
Между ребенком и матерью образуется
поистине симбиотическая связь, которая не дает
ребенку развиваться, поскольку он питается
исключительно материнской энергией. А зачем
прилагать усилия, если все основные потребности
удовлетворяются? Такая ситуация позволяет
матери чувствовать себя и сильной и беспомощной
одновременно.
Ребенок же попадает под плотную опеку матери, в
рамках которой он оказывается ограничен в
контактах и реализации своего потенциала.
Например, мать не решается оставить своего
неходящего семилетнего сына на мужа и старшего
сына-подростка, мотивируя это тем, что они не
способны за ним следить «так, как надо». При этом
она нередко ссылается на имевший место в прошлом
неудачный опыт, который, при более пристальном
рассмотрении, оказывается не таким уж и
травмирующим.
Для матери травмирующей является сама ситуация
отрыва от беспомощного, с ее точки зрения, дитя. И
она, борясь со своим чувством вины и материнской
неполноценности, продолжает культивировать и
беспомощность ребенка, и собственную
некомпетентность, сама не осознавая этого.
Иногда причины такой защиты лежат в детстве
женщины и отражают ее личностные характеристики,
а иногда возврат на более ранний уровень
развития происходит вследствие психологической
травмы, причиной которой является недуг ребенка.
В этом случае можно провести психодраматические
разыгрывания значимых ситуаций (например, в
рамках группы эмоциональной поддержки для таких
матерей), а также различного рода визуализации.
Эта работа прежде всего направлена на
возвращение надежды, что каждый член семьи может
иметь более насыщенную, полноценную жизнь.
КАК ПОВЕРИТЬ В СВОИ СИЛЫ
Сильным ребенок может стать только у
сильных родителей. Быть сильным в этой ситуации
— значит быть открытым миру и использовать любые
возможности для помощи своей семье, понимая свою
ограниченность и не претендуя на то, чтобы быть
всемогущим.
Многие люди (особенно мужчины) ошибочно думают,
что, обращаясь за помощью, они проявляют
слабость. Они предпочитают болеть, сходить с ума,
умирать, полагая, что остаются сильными. На мой
взгляд, сила проявляется прежде всего в
ответственности перед собой и другими и
честности по отношению к себе.
Сила заключается в разумной готовности
изменяться под влиянием обстоятельств. В
травматической ситуации, каковой для родителей
является болезнь или врожденное недоразвитие
ребенка, способность к такому поведению очень
часто ослабевает. Поэтому одна из программ,
разработанных нами для группы психологической
поддержки родителей детей с особыми нуждами, так
и называется — «Раскрытие возможностей».
В разговоре о родителях мы как-то незаметно
забыли о ребенке. А ведь ему тоже можно помочь.
Хотя каждый случай ставит перед специалистом
свои, особенные задачи. Такая работа требует от
него настойчивости, неторопливости и
постепенности. Для получения результата здесь
необходимо больше времени, чем при работе с
«обычными» детьми. Потому что психологу мало
показать ребенку направление движения и
подтолкнуть его — надо идти рядом, помогая
поверить в собственные силы (ведь всю предыдущую
жизнь ребенка настойчиво, прямо или косвенно,
убеждали в его беспомощности).
Эта работа идет параллельно с обучением
родителей новым паттернам взаимодействия с
ребенком и миром и другому восприятию жизненной
ситуации. И нет радости выше, чем когда ты видишь,
что люди обрели крылья...
«А ВДРУГ ПОЛУЧИТСЯ?»
Начиная эту статью, я собирался
описать лишь маленький эпизод своей работы.
Меня попросили навестить девочку, которая не
могла ходить. Ей шел шестнадцатый год, и она
потеряла эту способность в результате
несчастного случая: в 4,5 года рядом с ее кроваткой
во время тихого часа в летнем детском саду
взорвался масляный радиатор. Девочка лежала на
животе, так что раскаленное масло попало ей на
спину и один бок. Этого оказалось достаточно,
чтобы ребенок впал в кому, из которой ее все-таки
вытащили.
Бесследно для здоровья это пройти не могло, было
травмировано горло и дыхательные пути, о коже и
говорить не приходится. Но девочка выжила. Более
того, благодаря операции за границей (мир не без
добрых людей!) удалось восстановить нормальное
дыхание и речь. Но в остальном прогнозы врачей
были неутешительны. Девочке кололи витамины,
периодически назначали массаж, но все это
делалось без особой надежды на полное
восстановление. Хотя все мышцы в сохранности,
нервы на месте.
Интеллектуальные функции оказались сохранны.
Развивали их не очень хорошо, но тем не менее
девочка училась в обычной школе (на домашнем
обучении): она не была отличницей, но вполне
успевала. Только вот не могла ходить.
Меня эта ситуация удивила. Но особенно меня
поразила девочка. В ее лучистых глазах было
столько жизнеутверждающей силы и надежды, что я
подумал: «А вдруг получится?» — и мы стали
учиться ходить. Это был очень долгий процесс.
Сначала мы искали образы, которые помогли бы нам
обрести устойчивость: «У кого сильные ноги? — У
слона. — Нарисуй слона. Кто прямой, высокий и
гордо держит шею? — Жираф». И т.д.
Параллельно с этим мы стали разучивать движения,
необходимые для ходьбы. Мы придумывали все новые
и новые упражнения, направленные на тренировку
разных групп мышц — спины, шеи, живота, ног, рук.
Занимались тренировкой движений, поскольку
налицо была их рассогласованность. Учились
стоять и находить точку равновесия, опираясь на
палочки.
Наши встречи происходили раз в неделю, на дому, и
длились 40–50 минут.
В промежутках между встречами девочка
занималась сама или с помощью мамы. Например,
утро она должна была начинать с разминки шеи.
Через три месяца наша героиня научилась
самостоятельно вставать и стоять около минуты,
опираясь на палки. Мы начали ходить, сначала
вместе — как с маленьким ребенком.
Меня поражало и заряжало то упорство, с которым
Вера (откроем имя нашей героини, оно прекрасно
соответствует духу истории) продолжала
тренироваться. Ноги постепенно обретали силу, а
душа — уверенность. Мы занимались осанкой,
справедливо полагая, что прямой спине легче
держать вес тела.
Каждый следующий шаг разъяснялся, поскольку я
считал важным, чтобы Вера осознанно и активно
участвовала в этом процессе, обретая утерянный
контакт со своим телом. И тело стало откликаться!
Постепенно исчезла дрожь в коленях. Выпрямилась
спина. Вера научилась прямо сидеть. И наконец,
спустя шесть месяцев, она сделала первый
самостоятельный шажок.
Летом (два месяца) мы не встречались, затем наши
встречи возобновились. В какой-то момент был
проведен сеанс визуализации, направленный на
проживание и отреагирование первичной
травматической ситуации.
Вера держалась все увереннее и увереннее. Теперь
она могла стоять пять минут и делать пять-шесть
самостоятельных шагов. Мы стали работать над
правильной походкой, осваивая кинематику
движений. Перемены заметили и врачи, которые
наблюдали ее с детства. То, что произошло, очень
удивило всех. Но ведь мы не придумали ничего
нового, и если бы этим занялись раньше, то проще
было бы добиться успеха!
Признание же успехов девочки со стороны врачей
добавило ей сил и вдохновения. Я восхищался и
восхищаюсь ее настойчивостью. Недавно она
самостоятельно вышла из комнаты в прихожую и
вернулась обратно. При этом по дороге
рассказывала о том, что накануне вообще не могла
сделать ни шага!
Поверьте мне, это были на самом деле полноценные
шаги. Нам потребовалось на это полтора года.
Интересно, что в это время управа района
предложила сделать в подъезде пандус, чтобы
проще было спускать коляску на улицу. Но теперь я
верю в то, что скоро Вера сможет обходиться без
коляски.
Александр ШАДУРА
|