ЗАБОТА
Если бы только можно было избавиться от
заботы! Если бы только иметь беззаботную жизнь!
Но это, с сожалению, невозможно...
Почему же это так невозможно? Нужно только
преодолеть заботу! Для этого надо лишь немного
духовной свободы!
Человек никогда не бывает до конца удовлетворен.
В нем всегда возникают новые стремления, всегда
громоздятся новые желания и новые потребности.
Достаточно ему лишь заглянуть в будущее или
подумать о «завтра-послезавтра», как начинают
бурно разрастаться сорняки заботы. Ибо будущее
всегда туманно; и кто его знает, что поджидает
меня завтра-послезавтра? А в мире буржуазной
самостоятельности и самообеспечения, где каждый
думает о себе и только о самом себе, где никто не
думает о другом, где всё вокруг так адски жестоко
хозяйничает, — там системой жизни становится
неуверенность, а неприятный, неожиданный случай
— властелином будней. Забота держит всех нас в
цепких когтях. Как мусор на улице, подхваченный и
несомый порывом ветра, она входит к нам в
открытое окно будущего. Так было всегда, так
будет всегда. Что можно здесь «преодолеть»?
Будущее остается, остаются и потребности, и
неуверенность не исчезнет. Вот окончательно
разоблачен и большой обман коммунизма: ибо его
попытка упразднения неуверенности, обеспечения
всех и удовлетворения всех потребностей создала
как раз прямо противоположное. Еще никогда и
нигде, как только под игом этого
централизованного безумия, не была так ужасающа
общая неуверенность, настолько неслыханна
всеобщая нищета, так удручающе бремя лишений.
Только в том смысле он «обеспечивает» всех, что
топит всех в «изнурительной заботе»...
Короче говоря, надо примириться с
«неуверенностью», «нуждой» и «будущим». Но чтобы
вынести их, надо научиться их преодолевать. С
чего начать?
Начинают с будущего: повернувшись к нему спиной.
Ищут утешения в прошлом, непреходящем, в
вечности; и не только созерцательно, но и
творчески. Прекрасное прошлое твоего отечества,
твоего народа — разве оно тебе не дорого? Великое
прошлое других народов и стран — разве оно тебе
ничего не говорит? Великолепный ход движения
созвездий, там, наверху, раннее прошлое нашей
планеты, история животного и растительного мира
— это богатство божественного творения, которое
ждет твоего наблюдения и твоего исследования,
спасет тебя от твоей заботы. Всякий прекрасный
образ искусства, всякая математическая проблема
— вне времени и вырывают тебя из наполненного
страхами и заботами будущего, дают тебе покой и
отдых. Устремись в глубины человеческого духа с
книгой Лейбница, Шеллинга или Гегеля в руках; или
еще лучше — обрати свой взор ввысь, к Богу, — и ты
обретешь вечность. И тогда ты покажешься себе
таким несчастным, как ездовая собака твоего
сомнительного будущего, как верблюд с грузом
твоих проклятых забот.
Однако это освобождение от заботы может быть еще
и завершено.
В заботе кроются, собственно, два начала.
Во-первых, то, в чем ты нуждаешься, о чем ты должен
заботиться, то есть содержание твоих забот; и,
во-вторых, — твой страх. Да, страх перед
неуверенностью в жизни. Впрочем, пусть
неуверенность остается; пропасть должен страх
перед нею. Пусть и нужда остается; но нельзя,
чтобы она мучила и терзала тебя. Человек тем
более унижен, связан, даже парализован, тем
слабее для осуществления своей цели в жизни,
составляющей содержание его заботы, чем сильнее
заботящий его страх. Занимайся своим насущным
без заботы, тогда ты справишься с ним в три раза
лучше. Страх, зреющий в заботе, утомляет душу и
вредит делу; так что пусть забота улетает.
Подумай только: что было бы наихудшим? Лишения? И
перспектива лишиться чего-то — парализует и
сковывает тебя? Отнимает у тебя силу, мужество,
достоинство и досуг?
Забота всегда мелочна и близорука, ты погрязаешь
в ней. Она хочет скрыть от нас великие,
божественные жизненные цели. Забота увязает в
мелочах, в жалких «здесь» и «теперь», в
расплывающемся и исчезающем. Она — настоящий
враг творческого восторга и вдохновения. Она
разделяет людей, враждующих из-за своих
противоречивых забот. Она возникает, как пыль, и
распыляет жизнь и людей. Она печется о том, чтобы
мы стали корыстными и мелочными. Мы должны
научиться ее преодолевать.
И только заботливая мать остается для нас вечно
любимой: ибо она заботится о других и тем самым
облагораживает заботу любовью.
Иван ИЛЬИН
1938 г.
Перевод с немецкого О.В. Колтыпиной
|