Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2002


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

НАРИСУЙ, ОТВЕТЬ, НАПИШИ!

Четыре методики получения обратной связи

ОТ РЕДАКЦИИ

Несостоявшиеся психологические службы в школах, в отличие от несчастливых семей (вспомним Л. Толстого), похожи друг на друга как две капли воды, состоявшиеся — очень разные. У каждой свое лицо, свой почерк. Каждая очень индивидуально подходит к постановке целей своей деятельности, осмыслению ее ценностей, если хотите — назначения в школе.
Несомненно, такой индивидуальный почерк присущ системе психологической работы нашей коллеги из Кемерово. В письме она подробно изложила систему своей работы. К сожалению, жанр концепции не очень укладывается в газетный формат. Остается надеяться, что в том или ином виде эта концепция будет автором (или школой) опубликована, и все желающие смогут с ней познакомиться.
Мы же решили опубликовать то, что составляет, как нам показалось, квинтэссенцию, «соль» всей системы работы, а именно — методики организации процессов обратной связи.
Большая часть деятельности психолога в этой школе разворачивается вокруг процесса сбора и анализа обратной связи — информации от детей (всех школьных возрастов), педагогов и даже родителей о том, как они воспринимают те или иные стороны школьной жизни. Получаемая информация ложится в основу педсоветов, собственно психологической работы, аналитических справок администрации. Благодаря такой работе создается и поддерживается единое психологическое пространство школы.
Все методики — авторские. И многие из них действительно очень необычные и красивые. Что же касается их эффективности, это каждый читатель должен решить для себя сам. Его ли это метод? Укладывается ли он в рамки уже налаженной системы работы? Стоит ли ради него что-то менять?
Мы рады тому, что имеем возможность познакомить наших читателей с таким необычным подходом к организации работы психолога в школе.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

СКАЗКА

Получение обратной связи от учащихся младших классов

Учитель (психолог или старшеклассник) входит в класс (в данном случае важны искренность и артистизм), держа в руках красочный конверт, из которого достает письмо и «фотографию» зверят (портреты нарисованы или наклеены).
Психолог. Ребята, вам пришло письмо. А в нем — сказочная история. Послушайте ее.

Сказочная история

В одном большом и настоящем лесу стояла школа. А учились в ней разные-преразные зверята: большие и маленькие, толстенькие и худенькие, послушные и непослушные, сильные и слабые, добрые и не очень. Были там зверята-отличники, зверята-драчуны, зверята-фантазеры... Были и зверята в очках.
Когда звенел звонок, в лесной школе, начинались уроки. Обычные, как и везде. Учителя рассказывали зверюшкам о повадках лесных обитателей, о том, как найти дорогу в лесу, если вдруг заблудишься, как узнавать по голосам разных зверей и птиц. На уроках математики зверята считали, на уроках письма — писали, на уроках рисования — изображали на бумаге разные звериные следы, на уроках хореографии — танцевали, лазали по деревьям, раскачивались на ветках. Был у зверюшек даже урок сюрпризов, на котором они учились делать приятное друг другу. Уроки там действительно были разные: и такие, которые зверята очень любили, и такие, на которые им совсем не хотелось идти.
Особенно весело было в этой школе на переменах. Мальчики-зверята превращались в самолеты, быстроходные машины, ракеты... И все они носились по коридорам, обгоняя друг друга и громко бибикая. Девочки-зверюшки обычно прыгали через резиночку или играли в куклы. Шум и гам в школе стоял невообразимый, так что учителя иногда затыкали уши.
Так было всегда. Так было и в тот день, когда два друга — медвежонок Тимоша и бельчонок Кеша — задержались в столовой. Кеша, как всегда, быстро съел два бутерброда с ореховым маслом и сушеными грибами, а вот Тимоша не спешил. Он с аппетитом уплетал свои бутерброды с медом и малиновым джемом. Кеша знал, что Тимоша — большой сладкоежка, поэтому не очень на него сердился и даже смеялся, когда тот сладко урчал от удовольствия.
Когда друзья поняли, что опоздали на урок рисования, то изо всех сил бросились бежать. Конечно, быстро бежать после сытного обеда Тимоша не мог, он все время сопел и охал. Кое-как они добежали до конца коридора, где находился их класс, и вдруг увидели маленького беленького зайчонка. Он сидел в углу и горько-горько плакал. Кеша с Тимошей остановились возле зайчонка и стали спрашивать, что с ним случилось и кто его обидел. Но зайчик вместо ответа плакал еще сильней.
Друзьям стало очень жалко зайчика, они хотели ему помочь, но не знали, как это сделать. Кеша трогал длинное зайкино ухо, а Тимоша гладил зайчика по голове. Они угостили беднягу орехами и любимым Тимошиным морсом из малинового джема. Когда наконец зайчонок перестал всхлипывать, Кеша предложил всем пойти в лес и забраться в дупло большого дуба, где они с Тимошей любили мечтать, играть в морской бой и где никто не мог их отыскать.
Так и сделали. И там зайчонок, его звали Степа, рассказал, что у него сегодня очень несчастливый день. Во-первых, его побил самый сильный в классе мальчик — волчонок Чип. Никто из ребят не пожалел Степу, даже учительница Настасья Михайловна. Она сказала: «Как вы мне надоели!» А еще Степа не успел нарисовать дома заячьи следы. У него заболела мама, и он ходил за лекарством в лесную аптеку. Там была большая очередь, поэтому пришлось задержаться. А на уроке Марья Петровна назвала его лентяем и поставила двойку в дневник. И теперь Степе очень плохо. Ему не хочется нести домой двойку и огорчать маму. Зайка снова заплакал.
Тимоше и Кеше стало грустно, и они вспомнили те ситуации, когда и им бывало плохо и хотелось плакать. Тимоша рассказал, как однажды, когда он забыл дома еду, никто из ребят его не угостил, и он весь день был голодный. А еще учительница Елизавета Матвеевна почти всегда почему-то называла его по фамилии, а других учеников — по имени. От этого Тимоше было очень обидно.
И Кеша поделился своим горем. Когда он нечаянно разбил стакан в столовой, Наталья Петровна при всех крикнула на него и назвала бестолковым. Кеша сказал, что у него тогда слезы побежали от обиды и стало очень жалко себя.
Степа слушал очень внимательно, и постепенно его слезы высохли. Зайчонок понял, что каждому когда-нибудь бывает плохо и что у него теперь появились новые друзья. Ему стало легче и он даже заулыбался.
Тимоша и Кеша решили Степу совсем развеселить. «Давайте вспомним что-нибудь хорошее! — предложил Кеша. — А кто вспомнит плохое или грустное, тот будет кукарекать». «Давайте!» — согласились все. Тимоша вспомнил, что однажды, когда он сильно ударился об угол и у него на лбу вскочила шишка, Антонина Егоровна обняла его, вытерла слезы, погладила по голове и сказала: «Не плачь, Тимоша, у тебя скоро все заживет, потому что мы тебя очень любим». Тимоша почувствовал что от этого ему стало очень хорошо, как будто мама оказалась рядом. И сразу шишка перестала болеть.
Степа рассказал про то, как он потерял свой портфель. Долго искал, но не мог найти. Он хотел уже заплакать, но все зверята дружно бросились ему на помощь. Они искали Степин портфель в каждом углу и наконец нашли его под лестницей. Оказалось, что лисенок Рыжик решил подшутить над Степой: портфель спрятал, а сам убежал домой.
Кеша тоже кое-что вспомнил. Когда он не выполнил задание по лесной географии, Дарья Тимофеевна подошла, посмотрела ему в глаза и сказала: «Кеша, ты не выполнил задание, наверное, потому, что у тебя что-то случилось. Сегодня я не поставлю тебе двойку, так как ты — честный мальчик, и я тебе верю». Кеше было очень хорошо от того, что его назвали честным. Он пришел домой и выполнил домашнее задание.
Друзья совсем развеселились. Они покачались на ветках спустились с дерева, попинали шишку и пошли в школу. Зверята не знали, что сделают учителя: будут ли их ругать, поставят ли им «двойку» за поведение, напишут ли замечание в дневник, но им было хорошо оттого, что они помогли в беде другому. Все трое поняли, что, когда звери и люди помогают друг другу, веселей становится жить.
Вдруг Тимоша сказал: «А вы хотите узнать, как учатся и живут дети в других школах, не только зверята, но и ребята?» «Конечно хотим, но как это сделать?» — ответили друзья. «Очень просто: разослать всем письма. А если кому-то плохо, мы поможем», — сказал Тимоша. «Мы будем помогать другим?! Здорово придумано! Мы будем спасателями! Ура!» — весело закричали зверята.
Вскоре они записали свою историю. Сбегали в лесную фотографию и втроем сфотографировались на память. В конверт положили письмо, фотографию и вопросы для ребят.
Вот что Тимоша, Кеша и Степан пишут:

Дорогие зверята и ребята! Расскажите нам о своей жизни в школе, о своих друзьях, о своей учительнице, нам очень хочется знать о вас все. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы.

1. Когда человек часто улыбается, он похож на солнышко, а если редко — то на тучу. На солнышко или на тучку похожа твоя учительница? Если на солнышко, то нарисуй солнышко, а если на тучку, то нарисуй тучку.

2. Фея в сказках добрая, ласковая, от нее веет теплом. А Снежная королева — красивая, строгая. Когда к ней подойдешь, то от нее веет холодом. Твоя учительница — Фея или Снежная королева? Если Фея, нарисуй цветок, а если Снежная королева, нарисуй елочку.

3. Когда мама рядом, она обнимет, погладит по голове, возьмет за руку. От этого становится так приятно, словно тебя касается кто-то мягкий и нежный. Твоя учительница обнимает тебя, гладит по голове или берет за руку, как это делает мама? Если да, то нарисуй цветок, а если нет — елочку.

4. У каждого мальчика или девочки есть тайна, которую не каждому человеку можно рассказать, а только такому, который внимательно выслушает, не будет смеяться и никому о ней не расскажет. Как ты думаешь, твоя учительница такой человек? Ей можно доверить тайну? Если да, то нарисуй цветок, а если нет — то елочку.

5. Некоторые мальчики и девочки боятся высоты, некоторые — темноты, а есть и такие, которые боятся учителя. Ты, случайно, не боишься своего учителя? Если нет, то нарисуй цветок, а если боишься — нарисуй елочку.

6. Если человеку плохо, он страдает. Ему становится горько и одиноко, как Степе. Когда тебя обидят или ты получишь двойку, приходят ли тебе на помощь ребята и учительница? Защищают ли тебя, сочувствуют ли? Или тебе в классе никто не помогает, и от этого хочется плакать? Если помогают, то нарисуй цветок, а если нет — елочку.

7. У кого есть волшебная палочка, тот счастливый человек, так как любое его желание сбывается. А если у тебя была бы волшебная палочка, захотел бы ты взмахнуть ею и оказаться в другом классе, где ребята лучше и добрее? Или тебе и в этом классе хорошо? Если тебе и в этом классе хорошо, то нарисуй цветок, а если плохо — елочку.

Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что ответили на наши вопросы. Теперь скорее пришлите свои письма. А если вам сейчас очень плохо, напишите об этом, мы постараемся вам помочь. Можете прислать свои рисунки.

До свидания!
Ваши друзья Тимоша, Кеша и Степа.

После прочтения письма детям предлагается срочно дать ответ и отправить его зверятам в другом конверте (тоже красочном и гораздо больше первого), куда каждый ребенок должен опустить свое письмо.

ВСТРЕЧА

Получение обратной связи от учащихся 5-го класса

Предлагаемый текст — примерный. В данном случае к ребятам приходит заместитель директора по начальной школе, и его обращение к ученикам, естественно, будет несколько иным.
В качестве параметров обратной связи взяты образы, но можно использовать и цвет, если есть цветные карандаши.

Заместитель директора произносит следующую речь, обращаясь к учащимся.

Здравствуйте, ребята! Я давно хотела прийти к вам в гости. Когда вы учились в 1, 2 и 3-м классах, я часто приходила к вам на уроки, наблюдала за вами, видела, как вы росли, радовалась вашим успехам, а бывало, и ругала вас, когда вы бегали по школе или очень шумели.
Но теперь вы стали большими... У вас сейчас другие учителя, новые интересные предметы...
Может быть, вы думаете, что мы вас уже забыли? Нет, мы вас помним. Особенно часто думают о вас ваши учителя. Они говорят: «Как там мои дети? Все ли у них хорошо?» И я тоже о вас вспоминаю: «Как они себя чувствуют? Как учатся?» Мне захотелось посмотреть на вас, побеседовать с вами...
И вот я у вас в гостях. Мне приятно каждого из вас видеть и хочется с каждым поговорить.
Но как поговорить с каждым, если вас так много, а времени очень мало? Я думала-думала и придумала. Я вспомнила, что в начальной школе вы очень любили рисовать.
Ребята, я не ошиблась, вы умеете рисовать? (Ответ.)
Ребята, а вы по-прежнему любите рисовать? (Ответ.)
Замечательно, вот я и решила сделать так: я буду задавать вам вопросы, а вас попрошу отвечать на них с помощью рисунков. Так я сумею с каждым из вас поговорить, и каждый сможет рассказать все о себе.
Ребята, вы согласны? (Ответ.)
Вот и прекрасно. Это будут наши письма в рисунках, расшифровать которые никто не сможет, кроме нас с вами. Это будет наш секрет, наша тайна.
Но как сделать так, чтобы вы рисовали как можно меньше, а рассказать могли при этом как можно больше? Я об этом подумала и приготовила для каждого из вас листок бумаги, который расчерчен на клетки. Вы будете заполнять клетки рисунками и отвечать таким образом на мои вопросы. А где рисовать, я вам подскажу. (Раздает бланки, см. бланк ответов.)

Вопросы я буду задавать сложные, но я уверена, что вы с ними справитесь. Только для этого вам нужно быть внимательными, спокойными, не спешить и не подглядывать друг к другу. У вас будут свои ответы, не похожие на ответы соседа. Так вы напишете мне письмо в рисунках. Будьте внимательны.
Вы готовы? (Ответ.) Тогда начнем.
Некоторые предметы вы изучали в 3-м классе и продолжаете изучать их сейчас. Но вы выросли и в чем-то изменились. Я и все учителя начальной школы хотим знать, изменилось ли ваше отношение к этим предметам, или оно осталось прежним.

Графа 1

Как ты относился(ась) к этому предмету в 3-м классе?
Если любил(а) — нарисуй солнышко.
Если относился(ась) равнодушно — нарисуй елочку.
Если не любил(а) — нарисуй тучку.

Графа 2

Как ты относишься к этому предмету сейчас?
Если любишь — нарисуй солнышко.
Если относишься равнодушно — нарисуй елочку.
Если не любишь — нарисуй тучку.

Графа 3

Некоторые ребята очень рады тому, что стали большими, познакомились с новыми учителями. Многие из вас уже успели полюбить своих учителей, а некоторые — еще, быть может, нет. Всякое бывает. Одним ребятам учитель кажется добрым, а другим — не очень. Кому-то он кажется суровым, а кому-то сердитым...

Как, по-твоему, к тебе относится учитель?
Если хорошо — нарисуй солнышко.
Если ни хорошо, ни плохо — нарисуй елочку.
Если плохо — нарисуй тучку.

Графа 4

Очень хочется узнать, как вы чувствуете себя на уроках, о чем думаете.
Как вы чувствуете себя на уроке?
Если на уроке ты чувствуешь себя хорошо, спокойно — нарисуй солнышко.
Если на уроке ты чувствуешь себя не всегда спокойно — нарисуй елочку.
Если на уроке ты всегда волнуешься — нарисуй тучку.

Графа 5

Вы, конечно, изменились, повзрослели. Очень хочется узнать, какими вы стали сейчас? Что думали о себе раньше? Что думаете сейчас? Как вы к себе относитесь?
Вспомни, что ты о себе думал(а), когда учился(ась) в 3-м классе.
Если думал(а), что умный(ая) — нарисуй солнышко.
Если думал(а), что не очень умный(ая) — нарисуй елочку.
Если думал(а), что совсем не умный(ая) — нарисуй тучку.

Графа 6

Изменилось ли твое мнение о себе сейчас, в 5-м классе?
Если ты думаешь, что умный(ая) — нарисуй солнышко.
Если ты думаешь, что не очень умный(ая) — нарисуй елочку.
Если ты думаешь, что совсем не умный(ая) — нарисуй тучку.

Графа 7

Вспомни, как ты относился(ась) к себе, когда учился(ась) в 3-м классе.
Если ты считал(а) себя хорошим(ей) — нарисуй солнышко.
Если ты считал(а) себя не очень хорошим(ей) — нарисуй елочку.
Если ты считал(а) себя плохим(ой) — нарисуй тучку.

Графа 8

А как ты относишься к себе сейчас, в 5-м классе?
Если ты считаешь себя хорошим(ей) — нарисуй солнышко.
Если ты считаешь себя не очень хорошим(ей) — нарисуй елочку.
Если ты считаешь себя плохим(ой) — нарисуй тучку.

Ребята, вы ответили на все вопросы и сделали это очень быстро. Спасибо вам, а теперь я прошу вас перевернуть листочки. Сейчас вы можете передать привет своей первой учительнице и ее ученикам — первоклассникам. Вы можете либо что-то написать, либо нарисовать. Напишите и нарисуйте то, что вы сами хотите. (Дети пишут и рисуют.)
Ребята, спасибо вам за ваши ответы, за ваши рисунки и теплые слова. Я желаю вам всего хорошего, приходите в гости к своим первым учителям, они будут рады вас видеть. До свидания!

ЭКИПАЖ

Получение обратной связи от учащихся 6–7-х классов

Психолог произносит следующую речь, обращаясь к учащимся.
Ребята! Вы уже большие, много знаете и умеете. А раньше, когда мамы и папы только привели вас в школу, вы были совсем маленькими, не очень много знали и мало что умели. Вы, нарядные мальчики и девочки, пришли в первый класс и словно отправились в многолетнее плавание по океану школьной жизни на большом корабле. Вы отправились за знаниями, вы надеялись найти верных друзей. Класс стал экипажем, а первая учительница — вашим первым капитаном.
Плавание не всегда проходило удачно: были трудности в пути. Но вы сумели преодолеть все препятствия, стали старше, сильнее и мудрее.
Теперь у вас, быть может, другой экипаж и другой капитан — ваш классный руководитель (назвать фамилию, имя, отчество классного руководителя). Плавание продолжается.
Представьте себе большой корабль, на котором вы плывете вот уже... (указывается, сколько лет прошло после окончания начальной школы). Земли не видно, и кругом, до самого горизонта, вода. Вы видите огромное небо над головой, которое не всегда бывает безоблачным, бесконечную водную гладь. Вы наблюдаете, как каждый день всходит и заходит солнце, изредка слышите, как кричат чайки. Иногда вы встречаете и приветствуете плывущие навстречу другие корабли.
Обычно на море штиль, но иногда море штормит. Тогда мрачнеет небо, темнеет вода, огромные черные волны накрывают корабль... В такой ситуации вашему экипажу приходится нелегко. Если у вас дружная команда, то она быстро справляется с бедой, а если не очень дружная, тогда вам приходится худо.
Но в пути почти все зависит от капитана: от его смелости, мудрости, умения вести корабль, минуя рифы и мели, его готовности спасать экипаж, его желания понимать каждого матроса, приходить ему на помощь в трудную минуту. С настоящим капитаном не страшна никакая беда ни на море, ни на суше.
На каждом корабле обязательно ведется вахтенный журнал, куда записываются все происшествия, все события, которые происходили с кораблем и экипажем в пути. Записи в журнале обычно ведет вахтенный матрос. Делает он это четко и аккуратно.

Внимание! По рации получена команда: каждому матросу ответить на вопросы, ответы записать в вахтенный журнал.
Вы готовы? У вас есть ручка и бумага? Начали! Отвечайте на каждый вопрос, можете обосновать свой ответ. Радист диктует вопросы.

1. Помните песню: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля...»? Ваш капитан часто улыбается? Он веселый, приветливый человек? Или он угрюмый, суровый капитан, который улыбается редко?

2. Если с тобой случается беда или просто неприятность, приходит ли тебе на помощь капитан? Может ли он успокоить, сказать доброе слово, подбодрить?

3. Бывали ли случаи, когда тебе казалось, что капитан поступил несправедливо: не разобрался, не захотел понять? И тебе было обидно и, может быть, хотелось плакать? Или твой капитан всегда и во всем разбирается, поступает мудро и справедливо?

4. Одни матросы гордятся своим капитаном, другие — любят, а есть и такие матросы, которые боятся его. Ты не боишься своего капитана?

5. Мог бы ты с гордостью сказать матросам других кораблей: «Мой капитан делает все для того, чтобы сплотить экипаж, стремится к тому, чтобы все матросы приходили друг другу на помощь, старается сделать жизнь экипажа яркой и интересной»?

6. Как ты чувствуешь себя среди матросов своего корабля? Они настоящие друзья или каждый живет сам по себе? Тебе грустно и одиноко или весело и хорошо? Хотелось бы тебе оказаться на другом корабле, где матросы добрее и отзывчивее?

После того как вы сдадите свои записи вахтенному матросу, экипаж продолжит плавание. Снова будет вода кругом, куда ни взглянешь. Снова то штили, то штормы. И качка будет, и акулы, конечно. Но если капитан надежный, экипажу нечего бояться. Корабль не свернет с верного курса, достигнет желанной цели.
Счастливого пути!

ИНТЕРВЬЮ

Получение обратной связи от учащихся старших классов

Психолог произносит следующую речь, обращаясь к учащимся.
Взрослые нередко советуются со старшеклассниками — это уже вполне зрелые люди со своими взглядами, суждениями, способные понять и проанализировать ту или иную ситуацию.
Данная анкета появилась в связи с потребностью прислушаться именно к вашему мнению.
Постарайтесь, не оценивая, спокойно, не спеша, поразмышлять над предложенными вопросами и искренне поделиться своими чувствами и мыслями. Эта анкета предполагает развернутые, подробные ответы.

1. Если человек улыбается кому-то, значит, он вступает с ним в душевный контакт. Часто ли твой классный руководитель вступает в душевный контакт с тобой и одноклассниками?

2. Герой одного популярного фильма, твой ровесник, сказал: «Счастье — это когда тебя понимают». Можешь ли ты быть уверенным в том, что, если с тобой случится беда или ты попадешь в неприятную историю, классный руководитель сумеет тебя понять и захочет помочь?

3. Нет нужды доказывать, что только тот, кого уважают как личность, станет уважительно относиться к другим людям. Испытываешь ли ты чувство благодарности к своему классному руководителю за то, что он уважает тебя как личность?

4. Каждый классный руководитель ставит какую-то свою задачу в работе с классом. Один старается сделать жизнь ребят яркой, насыщенной, интересной. Другой стремится сплотить коллектив, чтобы каждому в нем было уютно. Третий пытается воспитать в ученике самоуважение и уважение к другим. Четвертый видит свою задачу в том, чтобы объяснять и внушать, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно делать, а как — нельзя. Конечно, можно поставить и другие задачи... Какую, по-твоему, задачу решает твой классный руководитель в работе с классом?

5. Если бы тебе была дана возможность помочь своему классному руководителю, какой совет ты дал бы ему?

6. Если бы кто-то отозвался о твоем классе как об очень дружном, в котором все чувствуют себя комфортно, то как бы ты на это прореагировал, о чем бы подумал?

Вы ответили на последний вопрос и поставили точку. И сделали очень трудное дело, которое по плечу только зрелой личности: каждый из вас не оценивал и не критиковал, а рассуждал и анализировал. Каждый пытался понять себя и другого человека. Спасибо вам за то, что вы были серьезными и искренними. Спасибо за то, что откликнулись на чужую просьбу.

Вера КОРЕНЕВСКАЯ,
психолог,
художественно-эстетическая гимназия № 25,
г. Кемерово