ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В.Г. Ромек
Ростов-н/Д: Южно-Российский гуманитарный
институт, 2001
Большинство книг по психотерапии и
консультированию, наводнившие рынок в последние
годы, представляют собой работы иностранных
авторов, переведенные на русский язык.
Все эти книги можно разделить на три категории.
Первая — классические и малоизвестные книги
знаменитых своими исследовательскими и
практическими достижениями психотерапевтов,
основавших собственные направления.
Вторая — это книги, в которых описывается
практический опыт или конкретные
терапевтические техники. Эти работы обычно
написаны терапевтами, практикующими в рамках
какого-либо известного направления.
Третья — учебные пособия или руководства, в
которых излагаются теоретические основы
различных направлений консультирования и
психотерапии и методы, в них используемые (см.
например: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика
консультирования. СПб.: Питер, 2000; Ялом И. Теория и
практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000).
Эти книги насыщены различными клиническими
примерами, которые, к сожалению, не всегда
соотносятся с реалиями нашей жизни.
Книг же отечественных специалистов в этой
области почти нет. И уже поэтому книга Владимира
Ромека представляет собой большую ценность.
Кроме этого, она интересна тем, что посвящена
широко распространенной на Западе поведенческой
психотерапии.
Отечественные психологи, будучи увлечены
гуманистической психологией и психотерапией,
забыли об огромном количестве эффективных и
удобных в применении методов, опирающихся на
строгую научную теорию. Видимо, это следствие
советской привычки ругать бихевиористов за их
«бездушный», механистический подход к человеку.
Книг, посвященных поведенческой психотерапии,
издается очень мало. Так что предлагаемая книга
является очень своевременной.
В ней систематически излагаются все достижения и
разработки поведенческой психотерапии вплоть до
последнего времени.
Первая глава посвящена теоретическим основам
поведенческой психотерапии.
Во второй главе излагаются теории, связанные с
так называемым «когнитивным поворотом» в
психологии поведения: теория моделирования А.
Бандуры, теория каузальной атрибуции Дж. Роттера
и теория выученной беспомощности М. Селигмана. На
забыты и психотерапевты когнитивного
направления: А. Эллис, А. Бек и Д. Мейхенбаум.
В третьей главе подробно рассматриваются
вопросы, связанные с диагностикой и анализом
поведения. Анализируются также особенности
отношений психотерапевта и клиента, специфика
протекания терапевтического процесса, его
продолжительность и эффективность.
Последняя глава посвящена использованию
поведенческой психотерапии в групповой работе.
Особый интерес вызывает раздел «Тренинг
медиаторов: педагогический тренинг», где речь
идет о работе с родителями проблемных детей.
Книга написана простым языком, содержит
множество примеров и методов для практической
работы. Сожаление вызывает лишь мизерный тираж
этого издания.
Александр ШАДУРА
|