ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ:
ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ
В.Ф. Петренко и др.
М.: Смысл, 2000
Тоненькую брошюру (72 стр.), изданную
скромным тиражом в 1200 экземпляров, может быть, и
не стоило бы рецензировать для массовой
аудитории «Школьного психолога» ввиду весьма
специфической тематики, а также недоступности
большинству наших читателей. Но эта брошюра во
многих отношениях интересна.
Во-первых, она ярко отражает определенные
настроения, характерные для известной части
психологического сообщества, да и социума в
целом. Во-вторых — демонстрирует своеобразные
приемы психологического анализа актуальной
общественной проблемы. В-третьих — просто
заставляет задуматься о природе формирования
общественных настроений, а также о роли
психологов в их оценке и, хочется надеяться,
коррекции в случае необходимости.
Книга (наверное, с известной натяжкой ее можно
назвать и так) выпущена в серии «Библиотека
психологии и педагогики толерантности», которая
преследует цель внедрения идеи толерантности в
российское массовое сознание.
С самой этой идеей западные идеологи носятся как
некто с писаной торбой уже много лет и очень
хотели бы, чтоб и мы проглотили ее заодно с
кока-колой и чизбургерами. Считается, что мы,
такие темные и дремучие, никак не дозреем до
стандартов «цивилизованного мира», поскольку
нетерпимы к дегенератам, извращенцам и подонкам.
Дабы заставить нас забыть сами эти слова,
заморские доброхоты выделили немалые деньги на
раскрутку идей всеобщего благодушия в нашей
стране. Коли есть желающие платить деньги, всегда
найдутся желающие эти деньги заработать. Возле
живительного долларового источника пышно
зацвели заказные исследования, результаты
которых и публикуются в данной брошюре.
В книжке представлено несколько срезов
общественного сознания, полученных на весьма
ограниченных, а потому не слишком
репрезентативных выборках (это бесхитростно
признают и сами авторы). У сотен респондентов в
разных концах страны пытались выяснить их
отношение к другим странам и народам.
Сразу возникает вопрос: насколько соответствует
идее толерантности сам механизм исследования,
если он допускает декларацию неприязни к тому
или иному народу? Причем именно к народу в целом
— очевидная мысль о том, что хорошие и плохие
люди встречаются среди любого народа, при
постановке проблемы попросту игнорируется. Да и
сама попытка оценить тот или иной народ как
«веселый», «сексуально распущенный» или
«чистоплотный» кажется очень спорной.
Помнится, еще в советские времена подвергались
критике подобные исследования, проводившиеся на
Западе, — в частности, за постановку
провокационных вопросов типа «Какой народ вам
наиболее ненавистен?» Критика, что ни говори,
справедливая. А чем, спрашивается, лучше
завуалированная форма того же вопроса?
Результаты исследований вроде бы обнадеживают: в
обследованных выборках (их ограниченность
нелишне еще раз подчеркнуть) не выявлено
вопиющих примеров нетерпимости и враждебности.
В брошюре, которую сами авторы величают
монографией, много патетических слов о
построении толерантного гражданского общества.
Однако думается, что подлинное гражданское
общество — не то, где уважения априорно достоин
каждый, а то, где каждому дано право заслужить
уважение.
Сергей СТЕПАНОВ
|