ТРЕНИНГ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Грэм Келли, Роджер Армстронг
СПб.: Питер, 2001
«Быстро», «еще быстрее», «как только
можно быстро» — такие рекомендации можно
встретить в нотных текстах
музыкально-тренировочных этюдов Черни. «Просто»,
«еще проще», «как можно проще» — похоже, эти
фразы становятся девизом американской
методической литературы, которой нас в последнее
время активно снабжает уважаемое издательство
«Питер».
Благодаря его интенсивной деятельности
понемногу меняется структура книжного рынка по
практической психологии: если несколько лет
назад явно превалировали книги, ориентированные
на работу с детьми, и книги по психотерапии, то
сейчас мощной методической поддержкой
пользуются специалисты в области
организационной психологии.
И вот перед нами еще одна очень простая, честная,
до мелочей продуманная книжка, обращенная к
менеджерам и психологам организаций. Она
посвящена проведению семинаров, направленных на
развитие способности принятия и осуществления
решений. Нельзя не согласиться с тем, что это
очень полезная способность, развитие которой
важно и в области школьной психологической
практики. Пособие обеспечивает специалиста,
заинтересованного в проведении подобных
семинаров, всеми необходимыми материалами, а
также ясными инструкциями по достижению целей в
процессе взаимодействия с участниками
семинаров.
Решение проблемы рассматривается создателями
учебного пособия как сложный объемный процесс,
включающий в себя, во-первых, информацию о том,
что проблема существует, во-вторых,
интерпретацию и анализ природы проблемы,
в-третьих, оценку возможных выходов из
проблемной ситуации, далее — выбор наиболее
привлекательного решения.
Учебное пособие структурировано в полном
соответствии с таким пониманием процесса
решения проблемы. Оно состоит из трех разделов,
отражающих основные стадии процесса принятия
решений: идентификация проблемы, оценка
возможных путей действия и собственно принятие
решения.
Каждый раздел, в свою очередь, состоит из
описания некоторого количества семинаров (от
шести до восьми в разных разделах), направленных
на проработку заявленной темы. Читатели могут не
сомневаться, что каждый семинар описан подробно,
все необходимые материалы приложены, все
возможные трудности оговорены.
Большим подспорьем в работе будет служить
таблица, соотносящая цели обучения и номера
семинаров, направленных на их достижение. Авторы
выделяют 15 частных целей обучения навыкам
решения проблем, среди них такие, как
«определение людей, вовлеченных в проблему»,
«анализ причин проблем», «планирование и
осуществление решений», «умение вести
переговоры» и многое другое.
Так как книга не рассчитана на психолога
образования, обучение навыкам решения проблем
осуществляется на примерах и ситуациях,
связанных с жизнью производственных и рекламных
предприятий. Однако сама технология построения
такой работы легко может быть перенесена на
школьные реалии.
Марина БИТЯНОВА
|