Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

Я И ДРУГИЕ
ТРЕНИНГИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Я И ДРУГИЕ. ТРЕНИНГИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина
Ярославль: Академия развития, 2002

Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать это учебное пособие, то я выбрала бы слово «добротность». Действительно, мало встречается изданий, которые были бы подготовлены столь тщательным образом. Открыв первую страницу, читатели могут убедиться в этом сами: все продумано и предусмотрено.
Пособие выпущено в рамках Федеральной программы книгоиздания России. В нем представлены профилактические программы, направленные на обучение детей и подростков навыкам успешной социализации и здорового образа жизни. По мнению авторов, здоровый образ жизни — это гармония трех его компонентов: психического, психологического и физического.
Занятия авторы предлагают проводить в форме игр и тренингов. Предполагается, что их могут проводить не только психологи, но и учителя. Это значительно расширяет возможности использования материалов пособия на различных уроках и факультативах.
Предлагаемые тренинговые программы появились на свет в процессе многолетней практической деятельности авторов. Весь материал сгруппирован по циклам, которые рассчитаны на разные возрастные категории: «Мое Я» (занятия для учащихся 1–5-х классов), «Я и мы» (занятия для учащихся 5–7-х классов), «Я и они» (занятия для учащихся 8–9-х классов), «Я и мой выбор» (занятия для учащихся 10–11-х классов). Каждый из этих циклов включает десять тематических занятий и одно итоговое.
Все занятия подробно разработаны, методика их проведения расписана очень четко. Учтены, кажется, все мелочи. Поэтому любой специалист (психолог или педагог) может провести нужное занятие без предварительной подготовки.
В начале каждого занятия формулируется цель, определяются задачи, подробно описывается методическое оснащение. Ведущему нужно лишь обеспечить перечень необходимых предметов или подобрать рекомендуемое музыкальное сопровождение.
Не менее тщательно описан ход занятий. Психолог или педагог будут знать, что делать во вводной, основной и заключительной частях, какое задание дать ученикам на дом. Отдельно отмечены те моменты, на которые ведущему следует обратить особое внимание.
Итоговое занятие предлагается проводить в форме масштабной психологической игры, цель которой — формирование тех или иных мировоззренческих позиций учащихся.
Раздел «Материалы к занятиям» содержит различные упражнения, анкеты, литературные материалы. При этом авторы не ограничивают творчество ведущих, отмечая, что они могут использовать игры и упражнения из собственного арсенала.
Рассматривая данные тренинговые занятия по формированию социальных навыков как часть учебного процесса, авторы предлагают в конце каждого цикла проводить проверку усвоения этих навыков с помощью контрольных вопросов.
Это пособие будет полезно не только педагогам, но и начинающим психологам, студентам.

Ольга РЕШЕТНИКОВА