Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ УМ

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ УМ

А.А. Леонтьев
М.: Смысл, 2001

На страницах «Школьного психолога» неоднократно обсуждался вопрос о том, какая психологическая литература нужна психологу в образовании — сугубо теоретическая или имеющая ярко выраженную практическую направленность. Книга А.А. Леонтьева является образцом добротной научной монографии, и пусть каждый школьный психолог сам для себя решает, необходимо ли ему знакомиться с нею.
В данной книге впервые в отечественной науке предпринята попытка изложить в целостном виде психологическую теорию деятельности. В основе этой работы лежат два курса, которые автор читает на факультете психологии МГУ, — «Деятельность как психологическое понятие» и «Знак и личность». Несмотря на то что, по мнению автора, это «гораздо больше учебное пособие, чем монография», по своему содержанию, строгой форме изложения и языку это издание может быть отнесено к разряду серьезных и оригинальных научных публикаций. Недаром оно вышло в серии «Фундаментальная психология».
Выход книги по теории деятельности видится весьма актуальным по крайней мере по двум причинам.
Во-первых, понятия деятельности и действия, мотива и цели настолько прочно вошли в психологический обиход, что мало кто задумывается над их содержанием. В этой связи было бы хорошо разобраться, чем отличаются друг от друга понятия деятельность и активность, смысл и мотив поведения и т.п.
Во-вторых, в последнее время часто встречаются поверхностные, а порой и некомпетентные высказывания, вызванные непониманием смысла теории деятельности. Грамотное изложение данной теории, хочется надеяться, будет способствовать ее лучшему пониманию и осмыслению.
Как известно, в отечественной психологии теория деятельности разрабатывалась двумя психологическими школами — А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Автор книги подробно излагает историю возникновения и развития концепций А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, указывает на их сходство и различие. При этом в работе анализируются не только психологические корни, но и философские основания теории деятельности, описываются физиологические предпосылки ее возникновения.
Книга написана строгим научным языком. Обилие цитат и ссылок иногда затрудняет чтение, но одновременно способствует лучшему проникновению в научную позицию того или иного исследователя.
Автор убедительно проводит мысль о том, что теория деятельности всегда носила открытый характер: «Это в принципе не набор догм, а развивающаяся коллективная мысль». Свидетельством этого являются исследования П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, а также работы «научных внуков Л.С. Выготского» — В.П. Зинченко, А.Г. Асмолова и др.
И последнее. Автор осмысливает поставленные вопросы не с узко психологических или исключительно философских позиций, а с точки зрения единого гуманитарного знания.

Марина СТЕПАНОВА