ДЕЯТЕЛЬНЫЙ УМ

А.А. Леонтьев
М.: Смысл, 2001
На страницах «Школьного психолога»
неоднократно обсуждался вопрос о том, какая
психологическая литература нужна психологу в
образовании — сугубо теоретическая или имеющая
ярко выраженную практическую направленность.
Книга А.А. Леонтьева является образцом добротной
научной монографии, и пусть каждый школьный
психолог сам для себя решает, необходимо ли ему
знакомиться с нею.
В данной книге впервые в отечественной науке
предпринята попытка изложить в целостном виде
психологическую теорию деятельности. В основе
этой работы лежат два курса, которые автор читает
на факультете психологии МГУ, — «Деятельность
как психологическое понятие» и «Знак и
личность». Несмотря на то что, по мнению автора,
это «гораздо больше учебное пособие, чем
монография», по своему содержанию, строгой форме
изложения и языку это издание может быть
отнесено к разряду серьезных и оригинальных
научных публикаций. Недаром оно вышло в серии
«Фундаментальная психология».
Выход книги по теории деятельности видится
весьма актуальным по крайней мере по двум
причинам.
Во-первых, понятия деятельности и действия,
мотива и цели настолько прочно вошли в
психологический обиход, что мало кто
задумывается над их содержанием. В этой связи
было бы хорошо разобраться, чем отличаются друг
от друга понятия деятельность и активность,
смысл и мотив поведения и т.п.
Во-вторых, в последнее время часто встречаются
поверхностные, а порой и некомпетентные
высказывания, вызванные непониманием смысла
теории деятельности. Грамотное изложение данной
теории, хочется надеяться, будет способствовать
ее лучшему пониманию и осмыслению.
Как известно, в отечественной психологии теория
деятельности разрабатывалась двумя
психологическими школами — А.Н. Леонтьева и С.Л.
Рубинштейна. Автор книги подробно излагает
историю возникновения и развития концепций А.Н.
Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, указывает на их
сходство и различие. При этом в работе
анализируются не только психологические корни,
но и философские основания теории деятельности,
описываются физиологические предпосылки ее
возникновения.
Книга написана строгим научным языком. Обилие
цитат и ссылок иногда затрудняет чтение, но
одновременно способствует лучшему
проникновению в научную позицию того или иного
исследователя.
Автор убедительно проводит мысль о том, что
теория деятельности всегда носила открытый
характер: «Это в принципе не набор догм, а
развивающаяся коллективная мысль».
Свидетельством этого являются исследования П.Я.
Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, а также
работы «научных внуков Л.С. Выготского» — В.П.
Зинченко, А.Г. Асмолова и др.
И последнее. Автор осмысливает поставленные
вопросы не с узко психологических или
исключительно философских позиций, а с точки
зрения единого гуманитарного знания.
Марина СТЕПАНОВА
|