Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ЗАДАЧИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.Е. Сапогова
М.: Аспект-Пресс, 2001

Психология, как известно, наука нестрогая. Как в своем практическом применении, так и в преподавании она допускает и, пожалуй, даже требует известной гибкости, импровизационности. Об этом, в частности, свидетельствует многообразие авторских учебников, пытающихся соответствовать единой официально утвержденной программе. Методические приемы, используемые в преподавании курса психологии, также могут быть весьма своеобразны.
Профессор Е.Е. Сапогова, опытный преподаватель психологии, в своем новом учебном пособии демонстрирует собственный подход к решению этой проблемы. Ею составлен обширный набор задач, охватывающий вузовский курс общей психологии. В рамках освоения этого курса от студентов требуется не выучить по-школярски некий набор фактов, а осмыслить их, решая учебные задачи. Таким образом учебная деятельность из репродуктивной деятельности запоминания (как свидетельствует опыт — крайне малоэффективной) превращается в подлинно продуктивную интеллектуальную деятельность по решению проблемных ситуаций.
Такая организация учебного процесса не просто способствует расширению эрудиции студентов, но и стимулирует самостоятельность мышления. Да и знания при таком подходе приобретают большую глубину, полноту и прочность. Ведь, как известно, запоминается лишь малая часть из увиденного и услышанного, но большая часть из сделанного.
Автором предлагаются задачи разной степени сложности. Простейшие (так называемые задачи закрытого типа) предусматривают лишь выбор ответа из нескольких предложенных вариантов. Конечно, при ответе тут не исключен элемент случайного угадывания, но в целом даже такие несложные задачи требуют уверенных знаний.
Хотя предлагаемые варианты ответов иногда вызывают сомнения. Например, перечисление конкретных ответов завершается пунктами: все ответы верны и все ответы неверны. В ряде случаев именно такие ответы и следует считать предпочтительными. Но, кажется, возможны и такие, как «все ответы верны за исключением г)». Признаюсь, на кое-какие вопросы я сам ответил бы так. И это, наверное, вызвало бы оживленную дискуссию с автором (преподавателем). А может быть, стимулирование такой дискуссии и есть один из мотивов постановки задач? Так или иначе, в качестве механизма осмысления и закрепления знаний такой подход кажется очень продуктивным.
Это в еще большей мере касается задач открытого типа, более сложных, где отвечающему предлагается самостоятельно сформулировать свой вариант ответа. Здесь дискуссия неизбежна, поскольку в большинстве случаев ответы не однозначны и не бесспорны. Может быть, в частности, и поэтому список «правильных» ответов автором не приводится. Так что в качестве шпаргалки книгу использовать никак нельзя. Из-за этого она вряд ли будет пользоваться ажиотажным спросом у нынешних студентов, избалованных лапидарными формулами.
Зато тем, кто преподает психологию или просто использует элементы психологического знания в своей практике, книга окажет несомненную помощь. В конце концов, каждый, кто считает себя вправе зваться психологом, должен без особых затруднений ответить на любой из поставленных в книге вопросов. А вы смогли бы?

Сергей СТЕПАНОВ