ТЕРПЕНИЕ — ЭТО АЛМАЗ
Методические приемы воспитания
толерантности у детей разного возраста
Наши занятия, встречи обязательно
включают размышления вслух.
Нам представляется, что путь к терпимости лежит
через понимание многообразия мира людей и мира
природы.
ОДИНАКОВЫЕ ЛИСТОЧКИ
Занятие для учащихся 1-го класса
В начальных классах мы используем
окружающую нас природу. Это удивительное
естественное произведение искусства — лес. Он —
просто кладезь для психологических наблюдений и
исследований.
В сентябре мы с детьми идем в лес. Во время одной
из таких прогулок ребятам дается задание — найти
два одинаковых листочка, упавшие с одного дерева
(специально выбираем одиноко стоящее). Дети
пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы
внимательно их рассматриваем. У одних форма не
очень похожая, у других разные оттенки цвета, у
третьих «хвостик» не так загнут, прожилки другие.
В конце концов дети немного устают, энтузиазм
снижается. И тогда мы собираемся вместе. Задаю
вопрос.
Психолог. Почему природа даже на одном
дереве не создала одинаковых листьев?
Ребята задумываются. Потом начинают высказывать
свое мнение. Высказывается по этому поводу и
взрослый.
Психолог. А вот хорошо это или плохо, что на
одном дереве растут разные листочки, хотя на
первый взгляд они кажутся одинаковыми?
Дети думают и высказываются. Взрослый делится
своим мнением.
Дальше работа может идти, как подсказывает
педагогу воображение. Это может быть сочиненная
вместе сказка. Или только ее начало. Дети могут
записать сказку на магнитофонную ленту, а затем
принести в класс для прослушивания. К этой записи
могут приложить свои иллюстрации.
ТАЙНЫ ДУШИ
Занятие для учащихся 2—4-х классов
Заранее готовятся на отдельных
листках (по количеству детей) следующие схемы.
(1)
(2)
Эти схемы нужно подписать:
(1) — качества, способствующие росту души;
(2) — качества, мешающие росту души.
В начале беседы эти схемы не раздаются.
Психолог. Скажите, ребята, могли бы мы с вами
сейчас изучать морские или космические красоты,
если бы не было людей, которые проникли в тайны
морей и космоса?
Ответы детей: Нет.
Психолог. Благодаря таким людям мы можем
увидеть на экранах наших телевизоров эти
удивительные царства природы. Вот и мы сегодня
попытаемся с вами открыть одну тайну — нашей
души. А открытая, изученная тайна помогает людям
жить.
Вот вам первая загадка. Почему к одному человеку
хочется подойти, дружить с ним, а к другому нет?
Ребята высказывают свои предположения. После
этого раздаются листочки со схемами. Дается
время на их рассмотрение. Кто-либо из детей
обычно задает вопрос: «А зачем это?»
Психолог. А это то, что нам позволит открыть
одну тайну. Скажите, сколько времени нужно, чтобы
построить дом?
Ответы ребят.
Психолог. Действительно, не один день и даже
не один месяц. А сколько же времени, ребята,
потребуется, чтобы построить необычный дом?
Такой, который нельзя потрогать руками, но
который можно почувствовать?
Ответы ребят.
Психолог. Так вот. Этот незримый дом мы
строим внутри себя, порой даже не зная об этом. А
для чего? Вы все знаете, что у человека есть душа.
Я нарисую ее в виде «звездочки».
Психолог начинает рисовать на доске первую
схему.
Психолог. Возможно, кто-то из вас слышал, что
про человека иногда говорят: «У него большая
душа» или «Человек широкой души». В чем здесь
дело? Неужели душа может расти? Оказывается, да. В
этом и кроется секрет. Вот посмотрите.
Вокруг «души» рисуются «кирпичики».
Психолог. Чтобы вырастить цветок, за ним
нужно ухаживать, приложить немало труда. И здесь
мы должны трудиться. Для роста нашей души
потребуются «кирпичики-качества», которые не
дадут замерзнуть душе на «морозе». А что может
быть для души «морозом»? Об этом мы поговорим
чуть позже.
А сейчас давайте вместе подумаем, какие же
качества нужны, чтобы построить этот незримый
дом. Вот здесь внизу самый главный «кирпичик»,
который помогает любое дело выполнять тщательно
и старательно, не жалея времени. Какое это
качество?
Психолог по мере ответов детей подводит их к
выводу, что это терпение.
Психолог. Записываем это качество в
«кирпичике». Какие еще качества помогают росту
души?
Ребята называют еще несколько качеств.
Дальше преподаватель просит детей написать
качества в оставшихся «кирпичиках» и
разукрасить их. Дети самостоятельно выполняют
это задание. Во время этой работы они могут
совещаться друг с другом, спрашивать
преподавателя.
Психолог. Рассмотрим теперь вторую схему.
Построить этот дом, мы уже говорили, не просто не
только из-за того, что он невидимый, но еще и
потому, что нам так часто хочется на обиду
ответить обидой, на обзывание обзыванием. На нас
внезапно нападает жадность или вдруг мы
почему-то решаем, что мы лучше других. Много
разных препятствий нас поджидают. И что же
происходит с нашим домом?
Ответы детей: Он разрушается.
Психолог. А если мы не хотим, чтобы наша
«звездочка» потеряла свет, яркость, мы должны
начинать трудиться заново, исправлять свои
ошибки. Какие же свойства мешают росту нашей
души?
Ответы детей. Свойства записываются в
«кулачках».
Психолог. Вот здесь-то и кроется ответ на
наш вопрос. Это позволяет нам объяснить, почему
возле одних людей нам «тепло», а возле других
«холодно». Может быть, кто-нибудь из вас уже
догадался, почему так происходит? Поделитесь
вашими наблюдениями.
Ответы детей.
Психолог. Получается вот что. Человек,
который очень часто ругается, злится, обижается,
ненавидит кого-то, разрушает
«кирпичики-качества». Его душа не может
набраться сил для своего роста. Она становится
маленькой и не может делиться своим светом в
полную силу. Такой человек вырастает физически
иногда даже очень большим, а душа его остается
маленькой, холодной. Поэтому и не тянутся к нему
люди. Холодно возле него.
Этот душевный труд должен происходить в нас
постоянно. Например, невозможно убраться в своей
комнате один раз на всю жизнь. Каждый день мы
должны строить этот дом и испытывать уже
укрепившиеся качества.
Схемы, созданные детьми, прикрепляются либо в
школьном уголке, либо прямо на стене в классе.
ЧТО ПОДСКАЗАЛИ ДЕРЕВЬЯ?
Занятие для учащихся 3—4-х классов
Детям предлагается найти в лесу (мы
ходим в лес часто) два одинаковых дерева — таких,
чтобы у них совпадало все: цвет, форма, порода
дерева, высота, положение веток. Обычно я говорю
ребятам, чтобы их заинтриговать, что нашел эти
два дерева. Поиск начинается. Дети находят, как им
кажется, такие деревья и подзывают всех
остальных. Мы рассматриваем деревья. По мере
движения подмечаем, какие разные, удивительные
скульптуры создала природа из деревьев. Каждое
дерево что-то выражает.
После путешествия подводим итог нашим поискам.
Психолог. А можно ли было выполнить это
задание?
Ответы детей: Нет.
Психолог. Посмотрите друг на друга. Есть ли
среди вас хотя бы двое похожих друг на друга?
Ответы детей: Нет.
Психолог. А поднимите руку те, кто сделал
сам хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку,
глаз или рот...
Таких нет.
Психолог. Вот видите, как интересно. Среди
нас нет похожих друг на друга. Никто из нас не
сделал ни одной части своего тела. Да и растем мы
не от своего желания.
Но тогда почему мы обзываем друг друга? Порой зло
смеемся друг над другом только потому, что у
нашего товарища не такие глаза, волосы, рост, цвет
кожи. Кто-то, может быть, не совсем правильно
говорит слова (в классе есть дети-армяне, они
путают род, окончания). Имеем ли мы хоть какое-то
право на такие отношения? Кто из вас может
похвастаться, что он сам выбрал, среди какого
народа ему родиться?
И уж если мы являемся хозяевами своей страны, то
какие мы? Обладаем ли мы добрым и гостеприимным
сердцем?..
Когда мы с вами шли по лесу, то старались
подметить окружающую нас красоту. Ответьте мне
на такие вот сложные вопросы: «Почему окружающая
нас красота не живет в нас? Почему она не
пропитывает, не насыщает нас? Почему мы совершаем
иногда некрасивые поступки?»
Ответы детей.
ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ
Беседа с учащимися 7—8-х классов
Пожалуй, главное, что хотелось бы
донести до сознания учащихся среднего звена, что терпение
— это сила. Но сила, ограниченная и
отточенная красотой. Почему? Очень часто при
разговоре с учащимися среднего звена
сталкиваешься с понятийными «перевертышами».
Это когда качество, заслуживающее уважения,
считается ненужным довеском из бабушкиного
сундука. Например, стыд, основу развития совести,
начинают именовать «комплексом» или
«слабостью». В этот же «сундук» попадают
благородство, выдержка и терпение.
Терпение — это труд. Терпение — это сияющий
алмаз лучших человеческих накоплений: любви,
благородства, снисходительности к другим,
требовательности к себе, чувствительности,
тактичности, внимательности, сочувствия,
принятия многообразия, умения тонко разбираться
в ситуации, верности своим идеалам и уважения к
чужим, устремленности, преданности.
Не случайно Платон утверждал: «Основа всякой
мудрости — терпение». Эти мысли невозможно
донести до детей в один присест.
Этих тем мы касаемся в конкретных ситуациях, в
индивидуальных беседах, в разговоре с
родителями, при решении житейских и личностных
проблем.
Известно, что искусство строить отношения с
людьми многими древними мыслителями
признавалось самым сложным. И чтобы начать об
этом разговор с детьми, можно использовать
следующий, немного шуточный, тест.
На доске написано следующее:
100% —
50% —
30% —
совсем не знаю — |
100% —
50% —
30% —
совсем не могу — |
Вначале ребятам предлагается
оценить знания о своем внутреннем мире. На
сколько процентов они его знают? Все ответы
фиксируются. Опрос проводится просто — дети
поднимают руки, а ведущий подсчитает их
количество и записывает. Обычно на 100% свой мир не
знает никто. Наибольшее количество ответов — 30%.
Психолог. А теперь подумайте над таким
вопросом: «Кто из вас может, не прибегая ни к
каким искусственным методам, только с помощью
воли и знаний, совершить следующее: из дуба
сделать березу, из ромашки — сосну, из травы —
шиповник, из липы — сирень?
Здесь все ответы попадают в раздел «совсем не
могу».
Психолог. Тем более мы не можем изменить по
своему желанию и внутренний мир другого
человека. Да и куда его менять? Во что превращать,
если мы свой-то знаем плохо? Единственное, что мы
можем сделать, — это учитывать все особенности
проявления этого мира. Ведь приходя в лес, мы не
хватаем пилу и не пытаемся спилить все, что нам не
нравится. Мы понимаем всю несуразность наших
желаний. Но вот в общении мы напрочь забываем об
уникальности мира другого человека, пусть даже
непонятного нам. Вместо пилы мы начинаем
использовать свой язык. Приклеиваем «этикетки»,
«ярлыки».
Эта проблема касается нашего класса, нашей нации.
А как быть с другими народами, где люди говорят на
других языках? У них своя культура. Что нам делать
в этом мире многообразия?
Далее беседа строится в зависимости от ответов
детей.
УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Беседа с учащимися 7—8-х классов
Идем с ребятами в лес. На поляне
располагаемся для беседы (время года — осень).
Психолог. Обратите ваше внимание на сосну и
ель. Что с ними происходит?
Ответы детей.
Психолог. Они продолжают служить людям. Их
маленькие листочки-иголочки выделяют особую
энергию, которая бодрит и освежает. В этих
деревьях есть сила, которая преодолевает многие
обстоятельства, трудности: морозы, дожди, сильные
ветры, засуху.
А что происходит в лиственными деревьями? С
кустарниками?
Ответы детей.
Психолог. Хвойные деревья наглядно
показывают нам, что в природе есть сила, которая
умело может управлять своими жизненными
свойствами. Деревья и кустарники напоминают нам
о том, что в природе есть сила, которая умеет
чутко реагировать на изменяющиеся
обстоятельства. Представьте себе, что стало бы с
березой, которая рискнула бы остаться с листьями
и живительным соком на зиму? (Погибла бы.) Поэтому
чуткость, чувствительность имеют большое
значение. Как вы думаете, зачем я все это вам
рассказываю?
Ответы детей.
Психолог. Ко всему вышесказанному я хочу
добавить только одну формулу, которую вы все
хорошо знаете: «Человек — царь природы». И что
это значит?
Ответы детей.
Психолог. Царь — это человек, владеющий
многими вещами. К тому же человек — часть
природы. Значит, он владеет силами, которые могут
сопротивляться обстоятельствам и которые могут
ему помочь чутко разобраться в изменяющихся
ситуациях. Конечно, эти силы лежат в кладовой
нашего внутреннего мира и только один ключ
сможет дать нам возможность развить эти силы. Под
«ключом» я имею в виду одно из человеческих
качеств. (Терпение.)
Дальше с учащимися продолжается разговор об этом
качестве.
ОБЩЕЕ БЛАГО
Занятие для старшеклассников
Психолог читает притчу «Молчание».
Будда как-то проходил одной деревней.
Собралось несколько человек (его противников) и
принялись горячо и злобно оскорблять Будду. Он
слушал молча, очень спокойно. И из-за этого
спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло
неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он
слушает их слова, как музыку. Тут что-то не так.
Один из них обратился к Будде:
— В чем дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?
— Именно при понимании возможно такое глубокое
молчание,— ответил Будда. — Приди вы ко мне
десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не
было понимания. Теперь я понимаю. И из-за вашей
глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело
решать, оскорблять меня или нет, но принимать
ваши оскорбления или нет — в этом моя свобода. Вы
не можете их мне навязать. Я от них просто
отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их
себе. Я отказываюсь принимать их.
Психолог. Почему многие Учителя
человечества учили своих учеников терпению?
Ребята высказывают свои предположения.
Психолог. А почему мы умеем проявлять его
сами?
Ответы детей.
Если в ответах ребят звучит понятие общего блага,
то эта тема продолжается психологом.
Психолог. В чем различие между знанием и
пониманием?
Ребята делятся своими соображениями.
Психолог приводит пример знания и понимания. Все
знают о надписи на пачке с сигаретами: «Минздрав
предупреждает: курение опасно для вашего
здоровья», а понимают ее смысл только те, кто не
курит. Значит, понимание ведет к определенному
действию.
Психолог. Понимание позволило Будде
подойти к «глубокому молчанию». Попробуем хотя
бы чуть-чуть прикоснуться к этому пониманию.
Из истории человечества известно, что все
Учителя в основу своих деяний полагали принцип
Общего Блага, то есть учитывали, что на земле
живут разные люди, а не только свой народ. Где же
мы можем увидеть это Общее Благо в притче, если
Учителя окружали не его сторонники?
У людей всей планеты есть физические тела. И хотя
мы отделены друг от друга, все же можно говорить о
всеобщей физической материи. У нас у всех есть
чувства и мысли. Это более тонкая материя по
отношению к нашим телам. Можно говорить о
всеобщей тонкой материи.
Далее проделывается небольшой эксперимент. В
одном из дальних углов класса открывается
пузырек с духами. Через некоторое время ребята
начинают чувствовать аромат и отмечают это.
Психолог. А если бы я внес в класс нечто
плохо пахнущее или закурил бы?
Этот запах тоже все почувствовали бы через
некоторое время.
Психолог. Воздух обладает особым свойством
передавать и распространять запахи. Как вы
думаете, тонкая психическая материя может
обладать такими же свойствами?
Ребята высказывают свои суждения.
Психолог. Современная наука это подметила.
Найдена взаимосвязь между духовным состоянием
человечества и явлениями природы. Чем больше на
земле войн, конфликтов, ненависти, злобы, зависти
и т.п., тем чаще возникают землетрясения, ураганы,
вулканические извержения, эпидемии.
Известно, что определенные вирусы, бактерии
существуют постоянно. Это жизнь. А чтобы жизнь
начала развиваться, нужны условия. Пока
неизвестно, как это происходит. Но все
взаимосвязано. Еще Иоанн Златоуст говорил об
этом. А в народе имеется поговорка: «Что в народе,
то в погоде».
Получается, что Будда учитывал эту сторону жизни.
Мы пользуемся неким Общим Резервуаром, а
возвращаем туда либо «благовония», либо «тяжелые
запахи». Наши чувства могут принести либо благо,
либо разрушение, поэтому Будда и не стал
принимать оскорбления. Общий Источник остался
чистым.
Поэтому наше с вами внутреннее равновесие дает
здоровье не только нам, но и оберегает от зла всю
планету.
* * *
У нас в школе есть армянские дети,
которые были вынуждены выехать из своей страны.
Были у нас и негативные проявления по отношению к
ним со стороны родителей. Как-то одна мама
сказала: «Понабрали здесь одних черных». А дети
потом в классе разносили как кривой отзвук ее
слов: «Негры, негры».
Большое значение имел общий настрой
преподавателей. И если в семьях продолжала
кипеть злоба, то в школе активно боролись с ней.
Мы показывали нашим учащимся, насколько
армянские дети сильнее нас. Им нужно выучить
неизвестный им язык, уметь говорить на нем. А мы
не знаем ни одного слова по-армянски.
Это был длительный воспитательный процесс. А
недавно на одном занятии сын той самой женщины,
которая ругалась, вдруг вступился за армянского
мальчика перед одноклассницей. Он сказал: «Ты
оскорбляешь его язык». (Девочка передразнивала.)
Общие усилия дали свои плоды. Для учителей эти
дети были не учениками какого-то класса, а нашими.
Все интересовались их успехами, неудачами. И дети
отвечали добрыми улыбками.
Константин НАЗИН,
педагог-психолог школы «Веста»,
п. Черноголовка,
Московская область
|