УЧИТЕЛЬ
И УЧЕНИК: МЕЖДУ ЭРОСОМ И ТАНАТОСОМ
Н. А. Благовещенский
СПб.: Символ, 2000
Человек, имеющий благозвучную фамилию,
а также облик и взгляд «настоящего
психотерапевта» (о чем свидетельствует
фотография на обложке), написал экзотическую
книгу для весьма прозаичной аудитории —
школьных учителей и сопутствующих лиц:
психологов образования, студентов, родителей и
старшеклассников.
Первая часть, посвященная общим вопросам
психоанализа, заслуживает следующего краткого
вывода: все изложено понятно (что для
психоанализа уже есть высший пилотаж!), по делу,
достаточно легким языком. Чувствуется, что пишет
специалист.
Вторая и третья часть называются,
соответственно, «Глубинная психология
педагогического процесса» и «По ту сторону
учительского стола: глубинная психология
преподавателя».
Думаю, у многих читателей сейчас возникло
желание познакомиться подробнее с содержанием
этих частей. Это действительно очень необычно:
красиво и убедительно автор прикладывает к
банальным и чрезвычайно распространенным
педагогическим ситуациям психоаналитические
положения о защитах и сопротивлениях личности,
переносе и контрпереносе. Буквально каждое
положение иллюстрируется случаями из реальной
(хочется верить) практики.
Многие главы заканчиваются рекомендациями по
работе с той или иной ситуацией. Правда, автор
дает довольно очевидные советы (выслушать,
подумать, разобраться), а в случае
недостаточности данных мер советует обратиться
к консультанту. Кстати, в тексте на обложке
доверительно сообщается, что Н.А. Благовещенский
является ведущим специалистом в области
психоанализа педагогического процесса. Охотно
верю, тем более что на моем профессиональном пути
это первый подобный специалист.
Автор в основном концентрирует наше внимание на
двух проблемах — сопротивлении детей
педагогическому процессу и феноменах переноса.
Говоря о самом преподавателе, он знакомит нас с
явлением контрпереноса в общении педагога и
ребенка, типами личностей учителей и их
поведением в педагогических ситуациях и
толкованием учительских снов.
Учитель может узнать о себе немало нового: какие
глубинные личностные проблемы стоят за теми или
иными его поступками в отношении детей, к какому
типу он относится. Вот только один момент:
терминология, с помощью которой все это
излагается. Разбираясь с самим собой, учитель
поймет, что выбор у него небольшой: он может
относиться к оральному, анальному или
фаллическому типу личности. При этом
анально-садистический тип педагога — самый
распространенный. И вообще в «прикладном
психоанализе бытует общее мнение, что все
педагоги в большей или меньшей степени
сублимируют садистические импульсы». В одном из
описанных случаев педагог, возможно, отдаленно
узнает себя и далее прочитает примерно
следующее: «...Вера, пачкая бумажки (имеется в
виду, записывая замечания в дневник и прочее. —
М.Б.), символически можно сказать, подтирала
бумажками свои испражнения, удовлетворяя заодно
таким образом анально-эротические влечения». Вот
так.
Эта экзотическая книга вышла очень малым тиражом
— 300 экземпляров. Я думаю, она скоро станет
раритетом. И хорошо. Знаете, это такая
«прикольная» книжка для своих,
психоаналитический изыск. Вот только не надо
рекомендовать ее самим педагогам. И тем более
старшеклассникам и их родителям. Это жестоко.
Напоминает оральный садизм.
Марина БИТЯНОВА
|