Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: МЕЖДУ ЭРОСОМ И ТАНАТОСОМ

 УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: МЕЖДУ ЭРОСОМ И ТАНАТОСОМ

Н. А. Благовещенский
СПб.: Символ, 2000

Человек, имеющий благозвучную фамилию, а также облик и взгляд «настоящего психотерапевта» (о чем свидетельствует фотография на обложке), написал экзотическую книгу для весьма прозаичной аудитории — школьных учителей и сопутствующих лиц: психологов образования, студентов, родителей и старшеклассников.
Первая часть, посвященная общим вопросам психоанализа, заслуживает следующего краткого вывода: все изложено понятно (что для психоанализа уже есть высший пилотаж!), по делу, достаточно легким языком. Чувствуется, что пишет специалист.
Вторая и третья часть называются, соответственно, «Глубинная психология педагогического процесса» и «По ту сторону учительского стола: глубинная психология преподавателя».
Думаю, у многих читателей сейчас возникло желание познакомиться подробнее с содержанием этих частей. Это действительно очень необычно: красиво и убедительно автор прикладывает к банальным и чрезвычайно распространенным педагогическим ситуациям психоаналитические положения о защитах и сопротивлениях личности, переносе и контрпереносе. Буквально каждое положение иллюстрируется случаями из реальной (хочется верить) практики.
Многие главы заканчиваются рекомендациями по работе с той или иной ситуацией. Правда, автор дает довольно очевидные советы (выслушать, подумать, разобраться), а в случае недостаточности данных мер советует обратиться к консультанту. Кстати, в тексте на обложке доверительно сообщается, что Н.А. Благовещенский является ведущим специалистом в области психоанализа педагогического процесса. Охотно верю, тем более что на моем профессиональном пути это первый подобный специалист.
Автор в основном концентрирует наше внимание на двух проблемах — сопротивлении детей педагогическому процессу и феноменах переноса. Говоря о самом преподавателе, он знакомит нас с явлением контрпереноса в общении педагога и ребенка, типами личностей учителей и их поведением в педагогических ситуациях и толкованием учительских снов.
Учитель может узнать о себе немало нового: какие глубинные личностные проблемы стоят за теми или иными его поступками в отношении детей, к какому типу он относится. Вот только один момент: терминология, с помощью которой все это излагается. Разбираясь с самим собой, учитель поймет, что выбор у него небольшой: он может относиться к оральному, анальному или фаллическому типу личности. При этом анально-садистический тип педагога — самый распространенный. И вообще в «прикладном психоанализе бытует общее мнение, что все педагоги в большей или меньшей степени сублимируют садистические импульсы». В одном из описанных случаев педагог, возможно, отдаленно узнает себя и далее прочитает примерно следующее: «...Вера, пачкая бумажки (имеется в виду, записывая замечания в дневник и прочее. — М.Б.), символически можно сказать, подтирала бумажками свои испражнения, удовлетворяя заодно таким образом анально-эротические влечения». Вот так.
Эта экзотическая книга вышла очень малым тиражом — 300 экземпляров. Я думаю, она скоро станет раритетом. И хорошо. Знаете, это такая «прикольная» книжка для своих, психоаналитический изыск. Вот только не надо рекомендовать ее самим педагогам. И тем более старшеклассникам и их родителям. Это жестоко. Напоминает оральный садизм.

Марина БИТЯНОВА