«ПСИХОЛОГ-2002»
27 марта в Психологическом институте РАО прошел
финал московского городского конкурса «Учитель
года-2002» в номинации «Педагог-психолог»
Конкурс профессионального мастерства
стал уже традиционным для московских психологов.
На мой взгляд, интерес к нему у школьных
психологов возрастает с каждым годом. Тем более
что прошлогодний победитель городского конкурса
А.В. Милехин получил впоследствии почетное
звание «Учитель года-2001», став первым среди не
только московских психологов, но и российских
педагогов!
Финал
конкурса, который, как и в прошлом году, проходил
в большом зале Психологического института РАО,
собрал большое число зрителей. Правда, состав их
с каждым годом становится все моложе. Поболеть за
«своего» психолога отправляются целые
экспедиции, состоящие из педагогов и учащихся.
Последние, как правило, и составляют большинство
в зрительном зале.
Ученики Юлии Прибыловой демонстрируют
возможности арт-терапевтических занятий
Если взрослая часть зала ведет себя
соответственно своему положению, то ребятишки
стараются при каждой возможности «оттянуться на
полную катушку». А такая возможность
предоставляется практически в каждом из
выступлений: на сцене поют, танцуют, шутят. Однако
в этом году балансирование между зрелищностью и
демонстрацией серьезной работы стало постепенно
склоняться в сторону последнего.
Примечательно, что в нынешнем конкурсе принимали
участие психологи не только школ (как дневных,
так и вечерних), но и детских домов,
профессиональных училищ, учреждений
дополнительного образования.
Финалу предшествовала серьезная работа по
отбору участников и просмотру их уроков. Но
определяющим, как всегда, явилось
«показательное» выступление. Оно состояло из
трех частей: короткого самопредставления,
презентации «домашней заготовки» и выполнения
конкурсного задания.
Наиболее
зрелищными были презентации. Здесь психологи
смогли реализовать свой талант в полной мере.
Хотя, на мой взгляд, эпоха первых
профессиональных психологических конкурсов, где
больше всего ценились артистические способности
финалистов, их вокальные возможности и внешние
данные, прошла. Теперь в цене профессиональные
навыки, в том числе — умение понимать настроение
аудитории, контактировать с залом.
Чемодан знаний оказался вполне
посильным
даже для такого малыша
(на презентации Татьяны Красноярской)
К сожалению, акустика оставляла желать
лучшего. Близко расположенная к зрителям сцена
не приспособлена для таких выступлений: в лучшем
случае на ней можно демонстрировать научные
опыты. Создателям института и в кошмарном сне не
могло привидеться, что там будут петь и плясать
под громкую музыку!
После того как участники выполнили короткое
конкурсное задание-экспромт (в ходе которого они
должны были выбрать из зала человека,
находящегося в том или ином психологическом
состоянии), жюри удалилось для принятия решения.
Я была
очень рада, что мое мнение полностью совпало с
мнением жюри. После долгих дебатов и обмена
мнениями большинством голосов победителем
финала конкурса «Учитель года-2002» в номинации
«Педагог-психолог» стала Ирина Борисовна
УМНЯШОВА (педагог-психолог вечерней средней
школы № 9 Центрального окружного управления
образования). Свое обращение к залу (с которого
начиналась ее самопрезентация) она не читала по
бумажке, а произносила свободно, обращаясь ко
всем зрителям. И зал, состоящий в основном из
уставших и возбужденных
музыкально-танцевальными номерами ребят,
зачарованно затих. Можно было представить, как
слушают на занятиях Ирину ее ученики в вечерней
школе (а это не самый легкий контингент учащихся).
Кроме того, конкурсантка не побоялась
представить свою работу одна, без
театрализованной поддержки (хотя в зале сидели
ее ученики), и заставила весь зал увлеченно
работать, изображая веселый летний дождик.
Ирина Умняшова еще не знает,
что совсем скоро она станет «Психологом года»
Надеемся, что работу Ирине оценят и на
следующих этапах конкурса. Желаем удачи!
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Московский городской
психолого-медико-социальный центр
Тел.: (095) 304-77-89
ПОБЕДИТЕЛИ ФИНАЛА КОНКУРСА
|