В «ДРУЖЕСКИХ» ТИСКАХ
Преподаватель. О чем ваш диплом?
Студент. Я провела на 70 старшеклассниках
методику на локус контроля. Очень интересная
методика.
Преподаватель. Методика — это потом. Какова
цель вашего дипломного исследования?
Студент. Я выяснила локус контроля...
***
Методист. Что у вас сейчас по плану
работы?
Школьный психолог. Я провожу диагностику
уровня адаптации пятиклассников в среднем звене.
Методист. Что вы будете делать с
результатами?
Школьный психолог. Регион проводит ежегодный
мониторинг по этой проблеме, мне нужно к
конкретному сроку сдать материалы в
методический центр.
Методист. Я не понимаю... Зачем же вы все-таки
проводите этот мониторинг?
***
Ведущий семинара. Какие задачи вы
ставите перед собой, работая с учащимися во
второй половине дня?
Участник. Мы проводим развивающие занятия,
индивидуальные консультации, ведем тренинги, а
также...
Ведущий. Простите, я не о том. Какие задачи вы
ставите перед собой?
***
Интересующийся. Что вы понимаете
под сопровождением ребенка в образовательном
процессе?
Чиновник. У нас создана сеть центров при
образовательных учреждениях и городских
управленческих структурах, в них работают
психологи, логопеды, медики, педагоги...
Интересующийся. Это понятно. Но что вы
понимаете под сопровождением ребенка в
образовательном процессе?
Это маленькие зарисовки, сделанные на
основе моего ежедневного профессионального
общения с коллегами — психологами, педагогами и
управленцами. И это в настоящее время лично для
меня — самая насущная профессиональная
проблема: как изменить подходы к построению
собственной деятельности и чужой — тех, кому я
помогаю стать профессионалами, тех, с кем я
сотрудничаю, тех, от кого я во многом завишу в
своей работе... Как прочно утвердить на ногах то,
что так и норовит перевернуться на голову в
сознании многих и многих: цель, задача,
содержание — первичны в любой профессиональной
деятельности. Форма, методика, организационный
подход — вторичны и зависимы от цели и
содержания.
РАБЫ ФОРМЫ
Казалось бы, у нас такая молодая
профессия! А ведь молодости свойственно творить,
идти от себя, своего видения мира... И вообще
психология по сути, по природе своей — знание,
открытое человеку, его актуальным жизненным
задачам и проблемам. Психология — это практика
развития человеческого бытия, она должна быть
мобильной, настроенной на цели и ценности
человека.
Однако, увы... Подпираемые с двух сторон такими
гигантами, как педагоги и управленцы, мы очень
быстро выросли и легко переняли главную болезнь
тех, с кем сотрудничаем и от кого зависим. Болезнь
эта — стереотипизация, формализация
деятельности.
Обратите внимание на язык «среднего» педагога.
Вы от него крайне редко услышите: «Нужно
проверить, как дети усвоили знания». Гораздо
чаще: «Нужно провести контрольную работу по
теме». А может быть, знания по этой теме лучше
проверить не в форме контрольной, а как-то иначе?
Куда там! По плану — контрольная работа.
Ученикам ставятся оценки, а не дается
качественная обратная связь по поводу их знаний,
готовности к уроку. В педагогическом коллективе
проводятся педсоветы, а не обсуждаются
актуальные профессиональные проблемы. В готовую,
старую как мир форму втискиваются, крошась и
меняя суть, гуманистическая педагогика,
инновационные технологии, идеи модернизации
школы... Им тесно в этой форме, они хотят быть
понятыми и принятыми людьми. Для этого нужны иные
«жанры»: семинары, деловые игры, модельные
ситуации. Но по плану — мартовский педсовет.
То же — со всевозможными внеурочными
мероприятиями. В школе традиционно проходит
то-то и то-то. Скажем, вечер выпускника, день
рождения школы, Татьянин день, интеллектуальный
марафон... Вопрос о педагогических задачах этих
мероприятий встает крайне редко. Есть
отработанная схема, найдены и отточены
методические ходы... Ну можно что-то подправить на
злобу дня. И хорошо.
Педагогика — устоявшаяся деятельность, по сути
своей склонная к стереотипизации. В ее недрах
легко формируются ритуалы и традиции, которые
начинают доминировать над задачами, незаметно
подменяют их собой.
СЛОВА ЗАКЛИНАНИЯ
Что же мы, психологи? А мы уже рядышком.
Большинство тренинговых и развивающих программ
(поправьте меня, если я не права!) составляется
так: листаются книжки, подбираются упражнения,
пишутся сценарии конкретных занятий и лишь в
последнюю очередь (чтобы отстали методисты)
сочиняются цели и задачи.
Без слез на эти формулировки часто просто не
глянешь. Какой-нибудь цикл, состоящий из 10–12
занятий (раз в неделю, по 40 минут), имеет цель —
«развитие эмоциональной сферы». Просто
волшебные должны быть эти занятия, чтобы решить
такую объемную, безграничную по своей сути
задачу!
Но дело не только в этом. Сам подход, при котором
задачи формулируются в последнюю очередь, да еще
в столь неконкретном виде, в корне ошибочен. Нет
доверия к такой программе. Она изначально
бессодержательна, потому что не определено ее
назначение.
Мы, как слова заклинания, затвердили основные
направления своей работы. Зачем психолог в школе?
Чтобы заниматься диагностикой, профилактикой,
коррекционно-развивающей работой и кое-чем еще. А
почему именно этим? Действительно, почему? Потому
что про это написано в тех немногочисленных
рекомендательных письмах, которые соизволило
выпустить для нас министерство или региональные
органы управления образованием? Потому что про
них написано в нескольких методических пособиях,
претендующих на идеологическое осмысление
работы психолога в образовании?
Можно аргументировать свой выбор именно этим.
Тогда наша работа обретает устойчивые
ритуальные формы и лишается содержания. Мне
скажут, что не всегда и не обязательно. И я
соглашусь. Конечно, есть и будут психологические
задачи в образовании детей, которые решаются в
таких формах, как диагностика, тренинг,
коррекционно-развивающее занятие. Но жизнь не
стоит на месте, появляются новые задачи, для
решения которых у нас нет готовых, заложенных в
стандарт методов и приемов. Поэтому
целесообразно с самого начала идти другим путем.
ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА?
Психолог в школе для того, чтобы решать
ряд задач образования детей и подростков
психологическими методами. Он анализирует
проблему и подбирает (или создает) форму, прием,
метод ее решения.
Вот конкретный пример. Мы в нашей службе
проанализировали структуру своей работы и
убедились в том, о чем давно догадывались: с
каждым годом уменьшается объем такого вида
деятельности, как индивидуальные
консультации и развивающие занятия с детьми.
Значит ли это, что мы не решаем каких-то важных
психологических задач наших учащихся? Мы
считаем, что нет, не значит.
Мы отказались от привычной формы по следующим
причинам: дети невероятно загружены, каждое
индивидуальное занятие — это отказ ребенка от
прогулки, лишение его законных 30 минут
свободного общения с друзьями или (в первой
половине дня) нарушение его учебной
деятельности. Мы идем на такие жертвы лишь в
крайних случаях. Везде, где это возможно, решаем
психологические проблемы детей, привычно
связанные с консультированием, в других формах:
помогаем воспитателям организовать жизнь
ребенка в коллективе, консультируем
педагогов-предметников и родителей.
В общем, любая привычная форма профессиональной
работы хороша, пока она помогает решить
поставленную задачу, а не затмевает, не подменяет
ее собой.
ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН
Но не только подмена содержания формой
угрожает осмысленной и целенаправленной работе
психолога в образовании. Не менее серьезную
опасность несет подмена содержания
организационным приемом. Здесь уже мы равняемся
на тех, кто подпирает нас с другого бока, — наших
управленцев от образования.
Нужна психология в образовании? Да. Значит, пусть
будет в каждом районе, округе, в каждой
подведомственной части образовательной суши,
ну... скажем... психологический центр. И пусть он
работает. Зачем? На основе какой гуманитарной
идеи? Во имя чего? Это все не вопросы. Пусть
работает.
И появляются многочисленные центры помощи,
поддержки, сопровождения, имеющие вывеску и
очередь населения на прием. И не имеющие
главного: ответа на вопрос, в чем их миссия и
какова основная профессиональная задача.
И начинает эти центры трясти и лихорадить при
каждом вираже вольноопределяющейся социальной
политики страны. Волна «оздоровления» населения?
Будьте добры, открывайте кабинеты ЛФК. Борьба с
наркоманией? Что значит, вы не специалисты?
Беспризорные? Ждите, привезем для
психологической обработки.
Бывает и иначе. Осознают в управленческом
аппарате, что не владеют информацией о
психологическом состоянии детей. Конечно, это
плохо. Нужно информацию собирать. Обяжут всех
психологов образования в определенный срок, по
определенной форме собирать информацию
(мониторинг это теперь называется) по тем или
иным образовательным проблемам: готовность к
обучению, адаптация в начальной школе, в среднем
звене, готовность к профессиональному
самоопределению, что-нибудь еще. Психолог,
отодвигая в сторону всю текущую содержательную
работу, эту информацию собирает и сдает «наверх».
И так из года в год. Копятся где-то в недрах
управления тома информации. Наверное,
принимаются и какие-то управленческие решения.
Но до уровня конкретного исполнителя они не
доходят. Вопрос: зачем аппарат собирает эту
информацию?
НАЧАЛО И КОНЕЦ
Но самое печальное: мы ворчим, тратим
время, но подыгрываем нашим управленцам и, сами
того не замечая, начинаем воспроизводить такую
же модель в своей собственной работе. Какой
процент информации, содержащейся в нашей
ежегодной психологической диагностике, реально
востребован для дальнейшей работы, а какой
«умер» в отчете, представленном директору?
Всегда ли традиционно проводимый консилиум
окупает по своим результатам потраченное на него
время педагогов и самого психолога? Если нет, то
зачем мы такой консилиум проводим?
В школах периодически рождаются то
психологические службы, то психологические или
медико-психологические центры, то, вообще
новинка, службы валеологические,
антропологические и социологические. Зачем?
Какие содержательные задачи они решают? Какие
цели преследуют?
У любой работы должен быть смысл. Смысл летуч,
поэтому его облекают в формы и организационные
приемы, преобразуют в программы и системы работы.
Но должны оставаться польза, цель, задача. С них
должно все начинаться и, что самое сложное, ими же
и заканчиваться.
Давайте беречь цели и задачи психологической
работы в школе. Иначе все закончится грустно. К
нам будут идти не для того, чтобы решать проблемы,
а для того, чтобы провести консилиум, написать
совместный план работы, отметить в журнале дни
факультатива по психологии.
А смысл?
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
|