Ученики разбиваются на несколько
команд по 5—6 человек. После того как все заняли
свои новые (командные места), учитель вывешивает
на доске заранее приготовленный плакат, на
котором разными цветами, крупным и мелким (но
различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек»
написано 15—20 слов. По истечении заранее
оговоренного времени (40 секунд или минута) плакат
снимается, а команды записывают все
запомнившиеся слова.
Затем команды обмениваются своими записями и
сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки.
Командам желательно договориться вносить
исправления в чужие записи ручкой другого цвета.
Проверяющие исправляют ошибки, описки и
вписывают «не увиденные» другой командой слова,
после чего каждый ученик проверяющей команды
ставит свою подпись.
Проверенные листочки возвращаются прежней
команде для «проверки проверяющих» и выяснения
возможных недоразумений, после чего
определяются победители. Выигрывают те команды,
в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и
пропущенных слов.
Плакаты для задания «Видимо-невидимо» могут
изготавливаться и самими учениками во время
урока. Для этого каждая команда посылает
человека тянуть жребий — билетик с указанием той
или иной темы. Такими темами могут быть, например,
следующие:
На
уроке русского языка:
— непроизносимые согласные;
— безударные гласные в личных окончаниях
глаголов;
— сложные прилагательные с дефисом;
— безударные гласные в конце наречий и т.д.
На химии:
—
названия и знаки определенных химических
элементов (неметаллов);
— латинские названия металлов (ртуть —
гидраргирум);
— 10 каверзных слов из параграфа, объясняющего
закон Авогадро;
— аллотропные вещества;
— химические формулы и названия оксидов (Na2O —
оксид натрия; CrO3 — оксид хрома; CaO — оксид
кальция).
На географии:
— отрасли специализации Урала;
— факторы размещения одной отрасли
промышленности (черной металлургии,
целлюлозно-бумажной промышленности, сахарного
производства и т.д.);
— экономико-географическая характеристика
отдельного города Центрального района (по
таблице, картам учебника и атласу).
На
физике:
— из параграфа «Гальванические
элементы и аккумуляторы» все слова, выделенные
особым шрифтом (полужирным, курсивом, вразрядку);
— 15 каверзных слов с какого-либо разворота
учебника;
— слова, связанные с правилом определения силы
тока в цепи;
— имена и фамилии иностранных ученых-физиков,
чьи портреты помещены в учебнике;
— имена, отчества и фамилии русских
ученых-физиков и т.д.
На истории:
— имена и фамилии общественных
деятелей;
— даты;
— персонажи литературных произведений или
исторических событий (как уже известных
школьникам, так и тех, которые еще только
предстоит изучать по программе).
Каждая команда в течение
установленных 5—8 минут готовит свой плакат,
отыскивая слова в учебниках и словарях. Когда все
готово, команды покидают свои места, оставляя там
изготовленный плакат, и на одну-две минуты
окружают чужой плакат, запоминая все, что на нем
написано. А вернувшись после сигнала на свое
место, записывают увиденное. Потом следует
проверка записей, которая может проводиться так
же, как и в уже описанном основном варианте.
Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук
|