Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2002


ИГРОТЕКА

Ученики разбиваются на несколько команд по 5—6 человек. После того как все заняли свои новые (командные места), учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано 15—20 слов. По истечении заранее оговоренного времени (40 секунд или минута) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.
Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.
Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
Плакаты для задания «Видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда посылает человека тянуть жребий — билетик с указанием той или иной темы. Такими темами могут быть, например, следующие:

На уроке русского языка:

— непроизносимые согласные;
— безударные гласные в личных окончаниях глаголов;
— сложные прилагательные с дефисом;
— безударные гласные в конце наречий и т.д.

На химии:

— названия и знаки определенных химических элементов (неметаллов);
— латинские названия металлов (ртуть — гидраргирум);
— 10 каверзных слов из параграфа, объясняющего закон Авогадро;
— аллотропные вещества;
— химические формулы и названия оксидов (Na2O — оксид натрия; CrO3 — оксид хрома; CaO — оксид кальция).

На географии:

— отрасли специализации Урала;
— факторы размещения одной отрасли промышленности (черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, сахарного производства и т.д.);
— экономико-географическая характеристика отдельного города Центрального района (по таблице, картам учебника и атласу).

На физике:

— из параграфа «Гальванические элементы и аккумуляторы» все слова, выделенные особым шрифтом (полужирным, курсивом, вразрядку);
— 15 каверзных слов с какого-либо разворота учебника;
— слова, связанные с правилом определения силы тока в цепи;
— имена и фамилии иностранных ученых-физиков, чьи портреты помещены в учебнике;
— имена, отчества и фамилии русских ученых-физиков и т.д.

На истории:

— имена и фамилии общественных деятелей;
— даты;
— персонажи литературных произведений или исторических событий (как уже известных школьникам, так и тех, которые еще только предстоит изучать по программе).

Каждая команда в течение установленных 5—8 минут готовит свой плакат, отыскивая слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, оставляя там изготовленный плакат, и на одну-две минуты окружают чужой плакат, запоминая все, что на нем написано. А вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное. Потом следует проверка записей, которая может проводиться так же, как и в уже описанном основном варианте.

Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук