Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2002


НАВСТРЕЧУ КОЛЛЕГИИ
Подборка материалов по проблемам психологической службы

ДАВАЙТЕ СТРОИТЬ СИСТЕМУ

8.jpg (21930 bytes)

Несколько лет назад в морозном январе возвращался я в Москву за рулем шедевра российского автопрома — автомобиля «жигули». Поскольку наше государство торжественно поддерживает отечественного производителя, а об отечественном потребителе вспоминает изредка перед выборами, автомобиль тот отличался весьма норовистым характером и мог выкинуть любой фортель в любую минуту. Что, собственно, регулярно и проделывал.
На сей раз он просто взял да и заглох посреди дороги в тридцати километрах от дома. На улице уже стемнело, температура была под минус двадцать, что никак не способствовало желанию залезть под капот и разобраться, в чем дело. Оставалось найти добровольца, согласного взять меня на буксир, пусть даже за разумную плату.
На темной загородной трассе ловить свое счастье было бессмысленно, но примерно в пятистах метрах впереди сияла холодными ртутными фонарями новенькая бензоколонка, куда периодически заруливал какой-нибудь автомобиль. Деваться было некуда, пришлось в одиночку протолкать мгновенно остывшую железяку до этой заправки, при этом одновременно взмокнув, замерзнув и испачкавшись.
На заправке я отдышался, отряхнулся и стал ждать клиентов. Дорогие иномарки были заведомо отвергнуты, а вот к водителю «Нивы» я решился подойти. Подстроился по всем правилам эффективной коммуникации, пожелал ему доброго вечера и вежливо спросил, нет ли у него возможности взять меня на буксир до Москвы.
Ответ был краток. И столь же недвусмыслен, сколь и непригоден для печати. Эффективной коммуникации явно не получилось, хотя, видит Бог, до сих пор не понимаю, есть ли в этом хоть капля моей вины.

БЕЗ ВЗАИМНОСТИ

Я берегу в памяти эту историю как наглядный пример того, что коммуникация и взаимодействие — дело обоюдное, и одна сторона никак не может нести всю полноту ответственности за результаты такого взаимодействия.
А вот педагога-психолога очень любят делать полностью ответственным за то, что с ним происходит. Например, очень распространен такой тезис: если психолог не смог найти свое место в педагогическом коллективе, то это плохой психолог.
Помните метод доказательства «доведением до абсурда»? Тогда давайте распространим эту логику дальше. Если директор школы не сумел найти общего языка с психологом, то это плохой директор. Или: педагогический коллектив, не сумевший принять психолога, — плохой коллектив. Правда, глупо? Да и вообще — давать оценки, тем более негативные, как-то совсем непсихологично.
Между тем такой «непсихологичный» подход царит во всем, что касается психологической службы. Причины всех ее трудностей и проблем, равно как и методы избавления от них, почему-то принято искать в ней самой. Получается, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
А система образования — все-таки именно система, и психологическая служба — ее часть, тоже в свою очередь являющаяся системой. А в системе важны не только составные части, но и прежде всего взаимосвязи между ними. Собственно, в акценте на взаимосвязях, а не на элементах, и состоит так называемый системный подход, давно доказавший свою эффективность.
Пока что руководство психологической службы такого системного подхода не демонстрирует — ни на уровне министерства, ни на уровне регионов, ни на уровне отдельных школ и центров. И вместо налаживания взаимодействия начальство всех мастей занимается выяснением обязанностей, то есть возложением ответственности. На кого? Правильно — в нашем случае на самих психологов, хотя за результаты взаимодействия, как мы только что выясняли, не могут быть ответственны только они.

МЕСТО У КОНВЕЙЕРА

Это, конечно, общие слова. Но думаю, что каждый легко конкретизирует их на примерах из собственной практики. Директора пытаются сделать из психологов надзирателей за учителями. Учителя требуют переделать двоечников в отличников, а хулиганов в ангелочков. Завучи заставляют проводить поголовную диагностику для украшения своей отчетности. А районный начальник считает своим долгом сдобрить все это своим барским покровительством, мол, ничего-ничего, служба еще молода, психологи не очень образованные, пообтешутся, подучатся и займут свое место у школьного конвейера.
Могут ли психологи отвечать за то, что эти требования никогда не будут выполнены? Нет, нет и нет!
Конечно, в формировании грамотного запроса сами психологи должны участвовать. Но ведь не только они! Это еще и ответственность тех, кто поставил (так и хочется написать — подставил) их рядом с учителем, а при первых же — неизбежных — трудностях отошел в сторонку, а теперь показывает пальцем и причитает, какие психологи несговорчивые да неумелые.
Очень удобная позиция: и делать ничего не надо, и виноватый рядом. А броня начальственного положения делает ее и вовсе неуязвимой.

У СЕМИ НЯНЕК...

Сегодня ситуация осложняется еще одним обстоятельством. Жизнь ведь не очень-то слушается приказов и циркуляров, она развивается по своей собственной логике и часто далеко обгоняет внутриведомственный документооборот.
И вот в этой самой реальной жизни, в отличие от бумаг, ее описывающих, психологическая служба на наших глазах превратилась в интегральный институт, объединяющий в себе уникальных специалистов самых разных областей. Назову только тех, которые на слуху, хотя ими дело не ограничивается. Это психологи, логопеды, дефектологи, медики, валеологи и социальные педагоги.
(Третий раз повторяю эту мысль в нынешнем номере, но тема уж очень актуальна, да и каждый раз видится в несколько ином ракурсе.)
А где много нянек, там всегда есть опасность получить дитя без глазу. Поговорите с любым директором ППМС-центра, и он вам расскажет, каких трудов стоит наладить грамотное взаимодействие этих специалистов под одной крышей, как серьезно организован первичный прием, как передаются и обсуждаются результаты диагностики, как согласуются методы коррекции, как напряженно работают консилиумы.
И все ради того, чтобы обеспечить действительно комплексный подход к проблеме ребенка. Проблеме тем более острой, что ни он, ни его родители обычно не в состоянии ее внятно сформулировать, а ограничиваются лишь расплывчатым «стала хуже учиться» или «стал хуже себя вести».
Еще сложнее ситуация в школе, где все эти трудности возникают на фоне учебного процесса, самого по себе непростого и стрессообразующего. Здесь во взаимодействие специалистов включается учитель, привыкший рассматривать все происходящее через призму оценок и успеваемости и твердо знающий, кто в школе главный. Не будем показывать пальцами.
А если таковы проблемы в отдельно взятом учреждении, то каков же их масштаб в целом районе? Какую серьезную надо провести работу областному комитету образования, чтобы специалисты, разбросанные по городам и весям на территории полутора Франций, смогли ощутить себя единой командой? И уж совсем страшно себе представить, какая гигантская задача стоит перед руководителями образования нашей необъятной Родины...
Кому, как не министерству образования, нужно озаботиться налаживанием именно взаимодействия специалистов, построением именно системы, а не ограничиваться расписыванием функциональных обязанностей каждого? Сейчас, немедленно, срочно, пока жизнь не обогнала нормативно-правовую документацию навсегда? Ау-у-у!
Нет. Это все пока только в идеале. В реальности, боюсь, принцип «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» остается руководящим. Дефектологи собираются на свои конференции, психологи проводят свои тренинги, педагоги заседают на августовских педчтениях, все слушают самих себя, но никто не слушает другого. А руководящие работники вместо того, чтобы строить систему взаимодействия, заняты поисками ответственного за то, что это не получается.

КАЖДЫЙ В ОДИНОЧКУ ИЛИ ВСЕ ВМЕСТЕ?

Констатирующая часть моей статьи, наверное, покажется убедительнее, чем предстоящая конструктивная, поскольку критиковать всегда легче. Но ведь и социальная роль у меня определенная: чтоб карась не дремал. И поскольку этот материал специально пишется в преддверии коллегии министерства, рискну сделать несколько предложений.
Надо публично признать, что построению психологической службы в стране не хватает системности на всех уровнях. Эта системность может быть достигнута только в том случае, если о проблемах, целях и задачах психологической службы будут вспоминать при принятии всех управленческих решений, а не только тех, что касаются ее непосредственно.
Хорошо бы вспомнить, что работа психолога во многом похожа на работу юриста. И тот и другой специализируются на знании законов: один — государственных, другой — психологических. В связи с этим предлагаю визировать все принимаемые документы не только у юриста, но и у психолога соответствующего уровня. И не спешите улыбаться, при кажущейся наивности эта идея способна уберечь управленцев от многих неудачных решений и добавить согласованности в действиях.
При разработке нормативно-правовой документации нужно обращать особое внимание на обеспечение взаимодействия разных специалистов между собой. Должностные инструкции всех специалистов должны содержать не только их собственные функциональные обязанности, но и перечень вопросов, по которым они должны (именно должны) обращаться к другим специалистам.
В подготовку студентов педвузов необходимо ввести специальные курсы не только для того, чтобы их всех сделать немножко психологами и дефектологами, а для того, чтобы они твердо знали, к кому и с чем обращаться в трудных случаях. Такая же работа должна быть проведена с учителями в рамках имеющейся системы повышения квалификации.
Особое внимание необходимо уделить работе с директорским корпусом и школьными управленцами. Нужно сформировать культуру грамотных запросов и адекватных ожиданий, для чего необходима специальная программа действий от просветительской работы до специально организованных встреч в форме тренингов и деловых игр.
Конечно, все вышеизложенное должно быть продумано, проработано, дополнено и конкретизировано. Но главное сказано. Для того чтобы избавить психологическую службу, а вместе с ней и систему образования, от многих трудностей, необходимо уделить первоочередное внимание выстраиванию взаимодействия психологов с учителями и другими специалистами. Иначе так и будем толкать в одиночку каждый свой заглохший автомобиль.

КАК УЧИТЬ ПЕТЮ И МАШУ

И напоследок мне бы хотелось поделиться своей сокровенной мечтой. Мне кажется, что светлое будущее настанет и психологическая служба выполнит свою историческую задачу. Произойдет это тогда, когда самых обычных учителей на самой обычной аттестации перестанут спрашивать о методике преподавания правил слитно-раздельного написания частицы «не» или закона Бойля-Мариотта, а вместо этого будут задавать один-единственный вопрос: «Расскажите, пожалуйста, уважаемая Мариванна, уважаемой комиссии, как вы Петю учите не так, как Машу?»
А пока психологи продолжают донкихотские попытки повернуть инерционную махину все еще советской школы, вооружась лишь хрупкими принципами гуманистической психологии. И пусть министры и начальники не забывают, что сами их для этого пригласили.

Марк САРТАН

 

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина стройматериалов Вашего города «Идеи для дома». Если Вы хотите по выгодной цене купить обои с доставкой на дом, то больше не надо тратить время на поиск достойного предложения, вводя в поисковые интернет-системы такие запросы, как «обои Вологда» или «обои Череповец». Посетив интернет магазин «Идеи для дома», располагающийся по адресу http://shop.idd35.ru, Вы найдете богатый каталог обоев, который включает в себя виниловые, флизелиновые, жидкие и бумажные обои. Удобная система оплаты, включающая возможность безналичного расчета, и доставка обоев до Вашей квартиры, позволят совершить покупку, не покидая кресла за компьютером.