КОЛЛЕГИ И
КОЛЛЕГИИ
Когда мы готовили номер к печати,
Министерство образования РФ планировало
провести 12 мая коллегию, посвященную вопросам
развития службы практической психологии.
Поскольку эта коллегия уже однажды была
перенесена, у нас и сейчас нет уверенности, что
она пройдет в назначенный срок. Тем не менее мы
сделали специальную подборку материалов (см. с.
5–12) по проблемам, которые, на наш взгляд,
нуждаются в немедленном рассмотрении. И какое-то
грустное чувство подсказывает нам, что даже в
случае переноса коллегии эти материалы не
устареют.
А первую полосу хотелось бы посвятить той теме,
которая наиболее близка жанру министерской
коллегии, — нормотворчеству.
Наш верховный рулевой — Министерство
образования РФ — в силу каких-то внутренних
причин едва-едва успевает (а точнее — даже и не
успевает вовсе) решать лишь некоторые
организационные вопросы: отпуска, тарификация,
продолжительность рабочей недели и т.д. За добрых
десять лет существования психологической службы
принято совсем немного документов касательно ее
деятельности, но даже и они остаются неполными,
невнятными и противоречивыми.
Вот несколько примеров.
Во всех сборниках
нормативно-правововой документации публикуется
решение коллегии от 29 марта 1995 г. № 7/1, одобрившей
проект «Положения о службе практической
психологии образования в Российской Федерации».
В этом проекте говорится о необходимости
введения в штатное расписание каждого
образовательного учреждения ставки психолога, а
«в учреждениях, имеющих более 500 воспитанников
(учащихся), — не менее двух (трех ставок) на
учреждение».
Но почему-то те же сборники не упоминают о том,
что этот проект не был в дальнейшем утвержден
приказом министра и формально Положение никогда
не имело юридической силы! Между тем кое-где на
него пытаются ссылаться и сейчас.
Некоторое время действовали одновременно два
противоречащих друг другу документа,
определявших продолжительность рабочей недели
педагога-психолога. Недавнее Инструктивное
письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 устранило эту
неопределенность, но оставило множество других.
В частности, непонятно, каковы те самые
«необходимые условия работы, с учетом специфики
и требований к профессиональной деятельности
педагога-психолога», при соблюдении которых
педагог-психолог должен все 36 часов находиться в
стенах образовательного учреждения.
Непонятен и статус такого документа, как
инструктивное письмо: имеет ли он обязательный
или только рекомендательный характер? Кроме
того, все перечисленные в этом документе виды
работ невозможно выполнить ни за 18 часов, ни за 36,
ни за 72.
По-прежнему неясно, как психолог может получить
надбавку за работу в коррекционных классах.
Непонятно, сколько должно быть таких классов,
вправе ли администрация отказать в такой
надбавке или обязана дать ее в любом случае?
И наконец, самой вопиющей проблемой является
упорное игнорирование педагогов-психологов в
списках должностей, дающих право на пенсию по
выслуге лет. Демонстративное (иначе не назовешь)
нежелание министерства включить
педагогов-психологов в этот перечень просто
оскорбительно, и этим все сказано. А кому нужны
еще аргументы, прошу пожаловать на страницу 12,
где приведена всего лишь малая толика писем в
редакцию на эту тему. Если и этого недостаточно,
обещаю по первому зову привезти еще мешок.
Вот такая неразбериха в действующих
документах. А в остальных областях и вовсе
вакуум. Психологические центры удерживаются на
плаву благодаря Типовому положению 1998 года,
которое рассматривает их как образовательные
учреждения с учебным процессом, что никак не
соответствует сегодняшним реалиям. Не
существует даже примерного штатного расписания
и нормативов финансирования. Кабинет психолога
отсутствует в нормативных документах как класс.
Осталось в проекте положение о
психолого-медико-педагогической комиссии.
Никакие документы не описывают специфику
деятельности психолога в разных видах
образовательных учреждений — от ДЮСШ до ПТУ.
Но и этого мало. Жизнь все больше и больше
опережает министерское нормотворчество,
психологическая служба перерастает тесные
границы профессиональной гильдии и на глазах
превращается в интегральное сообщество разных
специалистов: медиков, логопедов, дефектологов,
социальных педагогов, даже валеологов, которых
почему-то многие считают «отмененными», а они
живы и вполне работоспособны. А в документах —
полная тишина по поводу межпрофессионального
взаимодействия...
Так и хочется закончить эту статью чем-нибудь
жизнеутверждающим, но запасы оптимизма на
исходе. Посмотрим, сдвинется ли на сей раз
что-нибудь с мертвой точки.
Марк САРТАН
P.S. Если коллегия состоится,
то мы раздадим по экземпляру этого номера
«Школьного психолога» всем ее участникам и
гостям.
М.С.
|