Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВНИМАНИЕ И ФУНКЦИИ МОЗГА

ВНИМАНИЕ И ФУНКЦИИ МОЗГА

Ристо Наатанен
М.: Изд-во МГУ, 1998

Первая и вторая главы книги, непосредственно касающиеся различных теоретических и практических аспектов внимания, читаются с интересом. Автору удалось связать всю историю исследования этого феномена с современными представлениями психологии и физиологии. Особенно полезной для практического психолога является оценка внимания во взаимосвязи с памятью, моторикой, мышлением и аффективной сферой.
Уже в первых главах отношение автора к вниманию как исключительно к психическому процессу последовательно подтверждается.
По моему мнению, те части третьей главы, в которых описываются современные методы измерения активности мозга (магнитоэнцефалография, нетомографические методы исследования мозгового кровотока, эмиссионная компьютерная томография, термоэнцефалоскопия и др.), должны быть восприняты любым психологом, а не только психофизиологом, далеким от школьной практики. По крайней мере, психологу-практику надо знать и понимать, что такое ядерно-магнитный резонанс и как в общих чертах устроен позитронно-эмиссионный томограф.
Наиболее важным для меня после прочтения этой книги стало открытие того, что внимание — это единый процесс автоматизированного анализа информации, сочетание как непроизвольных, так и опроизволенных элементов внимания.
К сожалению, в данной монографии автор практически не касается динамики развития внимания в онтогенезе, становления произвольных (с точки зрения психофизиолога) компонентов внимания.
Главы с четвертой по восьмую, на мой взгляд, предельно сложны для психолога, хотя и были мною честно проанализированы. Но в девятой главе, которая является заключительной и дискуссионной, я начал понимать общую идею автора. В этой главе представлена обобщенная авторская модель внимания. Здесь, как в капле воды, отражается вся предыдущая (прямо надо сказать, скучнейшая) психофизиологическая информация, скрупулезно просеянная автором из огромнейшего экспериментального материала, как собственного, так и полученного его коллегами во всем мире.
Психологу-практику, не разбирающемуся в различных психофизиологических сложностях, остается только принять на веру авторскую модель внимания.
Заключительная часть последней главы расставляет точки над «i»: она так и называется «Что такое внимание?» Автор уже без обращения к психофизиологии, используя системный подход к анализу внимания как процессу, достаточно просто и понятно излагает основы функционирования внимания. Эта часть книги доступна для психологов и должна быть ими проанализирована.
В целом книгу можно рекомендовать пытливым психологам, которые хотят разобраться в мироздании, а не просто механистично диагностировать объем, переключаемость, устойчивость и прочие характеристики внимания.

Михаил СЕМАГО