ВНИМАНИЕ
Внимание можно уподобить лучу
прожектора, при этом в роли прожектора выступает
наше сознание. В освещенном круге оказываются
далеко не все предметы вокруг нас, а только те,
которые нас интересуют. Луч подвижен, он может
освещать каждую новую секунду новую область. Луч
может быть мощным и сконцентрированным, а может
быть рассеянным и слабым. В последнем случае все
предметы, которые он пытается осветить, выглядят
нечеткими, размытыми.
Метафора луча удобна для объяснения учащимся
сущности внимания и основной его функции —
отбора и селекции информации. Эта метафора
позволяет легко понять, что внимание — это
направленность сознания, его сосредоточенность
на объектах, которые имеют для человека
определенную значимость.
Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо
объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом
«зацепил». То есть этот объект должен обладать
определенными свойствами.
Во-первых, его воздействие должно быть
сильным, интенсивным (например, резкий и громкий
звук в тишине не может не привлечь внимания).
Во-вторых, раздражитель должен
контрастировать с окружающим (скажем, грустное
лицо среди смеющихся физиономий, конечно же,
обратит на себя внимание — как, впрочем, и
веселое среди печальных).
В-третьих, привлекает внимание то, что
является необычным (модницы, безусловно, заметят
новый фасон платья, выделив его среди обилия
традиционной одежды).
В-четвертых, объект должен быть
динамичным, подвижным (создатели рекламных
роликов и музыкальных клипов на телевидении
хорошо знают: быстрая смена кадров привлекает
внимание зрителя).
Перечисленные особенности
раздражителя (объекта) не исчерпывают всех
причин возникновения внимания (а речь идет пока
только о непроизвольном внимании, то есть
внимании, появляющемся без специальных
целенаправленных усилий).
Не менее важными поводами для обращения внимания
на объект являются: потребности личности
(голодный человек вряд ли безучастно пройдет
мимо кондитерской); значимость для личности
(почти каждый из нас невольно прислушается,
уловив в происходящем поблизости разговоре
собственное имя); эмоциональная
привлекательность (недаром на телевидении
наибольшие рейтинги у юмористических программ).
В случае если объект не отвечает всем указанным
условиям, то для сосредоточения на нем внимания
потребуются уже определенные усилия и
конкретная цель, которую мы при этом преследуем.
Например, читая трудный для понимания научный
текст, мы вынуждены включать произвольное
внимание, иногда заставлять себя, осознавая свою
цель — самообразование. Но бывает, что книга,
которую мы начали читать с усилием, захватывает
нас, увлекает, и нам уже не нужно напрягаться. В
этом случае говорят о послепроизвольном
внимании, возникшем из произвольного.
Внимание имеет определенные свойства.
Устойчивость — показатель глубины, длительности
и интенсивности психической деятельности
человека.
Переключаемость — способность к быстрому
переходу от одной деятельности к другой, к
переносу внимания с предмета на предмет.
Отвлекаемость — характеристика, связанная с
умением (или неумением) сохранять требуемый
уровень внимания на объекте при воздействии
посторонних раздражителей.
Объем — количество объектов, которые
одновременно могут находиться в зоне внимания
человека (обычно здесь действует закон «семь
плюс-минус два»).
Концентрация — сосредоточенность на объекте
внимания, погруженность в процесс деятельности,
в определенном смысле — сужение внимания.
Распределение — способность к одновременному
выполнению нескольких видов деятельности.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
|