Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

РАЗВИВАЮ ВНИМАНИЕ

РАЗВИВАЮ ВНИМАНИЕ

Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина
СПб.: Питер, 2000

Когда берешь в руки эту книгу (впрочем, как и другие книги серии «Мой первый учебник» издательства «Питер»), то сразу возникает желание начать с ней работать. Для этого в пособии есть практически все: разнообразные и интересные развивающие игры, четкие инструкции родителям и детям. Книга-альбом (а именно так называют это пособие авторы) содержит игры-упражнения, «обучающие управлению процессами внимания и контролю над ними».
Поскольку книга адресована в первую очередь родителям, то большой акцент в ней сделан на их обучении методике проведения развивающих игр с маленькими детьми.
Открыв первую страницу, читатели получат представление о том, что такое внимание. Во введении просто и доступно рассказывается, как отличить внимательного ребенка от проблемного, какие виды внимания существуют; объясняется, что нужно сделать для того, чтобы научить ребенка управлять процессами внимания.
Перед началом работы с детьми читатели получают своеобразный инструктаж по «технике безопасности»: как правильно построить работу с ребенком, чтобы она действительно стала интересной и полезной для него. На мой взгляд, это едва ли не самый важный момент в занятиях с малышами. И то, что авторы уделяют ему так много места, выгодно отличает эту книгу от многочисленных небрежно изданных пособий по развитию детей, которые зачастую не содержат даже элементарных инструкций и комментариев к играм и упражнениям.
Каждая игра начинается с комментария для родителей (в котором объясняется цель задания и особенности его проведения) и задания для ребенка. Указывается также максимальная продолжительность занятий для детей разного возраста.
Взрослые узнают, как правильно и своевременно похвалить ребенка за успешно выполненное задание.
Формирование положительной мотивации у малыша на выполнение заданий авторы считают едва ли не самой важной частью работы с ним. Поэтому они придумали собственное «Обращение к ребенку», в котором вводят малышей в загадочный и полный неожиданностей мир игры, встречающий их на каждой странице.
Игры расположены по сериям, каждая из которых включает несколько видов заданий: «Прятки», «Лабиринт», «Необычный счет» и многие другие. Причем сложность игр возрастает от серии к серии.
Среди игр встречаются и такие, которые можно проводить в группе. Положительным моментом является и то, что в каждой серии есть задания, задействующие различные познавательные сферы ребенка: зрительную, слуховую и тактильную. Материалы, представленные в приложении, ребенок может вырезать, наклеивать, собирать из них картинки.
На мой взгляд, задания, предложенные авторами, можно использовать не только для детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Книга может быть полезна психологу, логопеду или педагогу, занимающемуся коррекционной работой и с более старшими детьми.

Ольга РЕШЕТНИКОВА