Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

СОЦИОИГРОВАЯ ХИРУРГИЯ

Девять экстренных вмешательств-подсказкок с анамнезом, физиотерапией и заданиями-пилюлями для создания делового настроя на уроке

Некоторые учителя считают, что, если им внимали всего 5—6 учеников, то урок состоялся: ведь остальным, мол, мой предмет в вуз не сдавать! Другие, заметив даже одну пару отсутствующих глаз, теряют покой и сон: как это мой предмет кому-то может быть не интересен?!
При этом и те, и другие блестяще знают свой предмет. И дисциплину держать они могут. Правда, случаются осечки. Те, кому не сдавать этот предмет в вуз, вдруг начинают мешать процессу обучения тех, кому сдавать. А пристальное внимание к хозяину отсутствующих глаз оборачивается потерей контроля над всеми остальными... Что делать? Восстанавливать рухнувшую дисциплину? Призывать к сознательности? Припугнуть двойкой, родителями или директором? И — тишь да гладь. До следующего раза.
Кому прискучило (или противно) насильничать, то и дело входя в одну и ту же мутную реку, мы предлагаем заняться созданием рабочего настроя. Но не для избранных, а для всего класса в целом. Как? С помощью социоигровой хирургии (ведь когда совсем плохо — тогда к хирургу!). Уверены, что в критической ситуации наша хирургия окажет (подскажет) вам и вашим ученикам первую помощь.
Тогда, глядишь, число серьезно интересующихся, к примеру, физикой или историей увеличится, а число выпадающих из работы шалтай-болтаев сократится. И необходимость контролировать всех и вся окажется мнимой.

АНАМНЕЗ

На задних рядах класса во время уроков (моих, во всяком случае) всегда образуется нечто вроде галерки. Для меня это источник постоянного напряжения. Чуть зазеваешься — уже не слушают, болтают, шумят. Прикрикнешь — смолкают, но ненадолго. А в лучшем случае начинают под партой заниматься посторонними делами — мешать не мешают, но ведь им-то тоже сдавать историю! А я должна их научить!
Жалко тратить драгоценное время урока на борьбу с галеркой. Запугивание и крик использовать не хочу. Увещевания помогают иногда, но тоже не надолго.
Что делать? Помогите советом.

Светлана Б., учитель истории,
г. Вологда

ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ

Вмешательство-подсказка 1

Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка превратится в партер.
Но это не значит, что первые парты тут же превратятся в галерку. (Первые парты — это особые парты, хотя бы потому, что рядом с ними доска.) Более того, внимание сидящих на первой парте к вам повысится, вы увидите это по повороту детских голов на 180 градусов.

Вмешательство-подсказка 2

Галерка бывает особенно громкой (шумной), когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шепот или на басы. Не смущайтесь, если несколько первых реплик потонут в общем гаме. Продолжайте как ни в чем не бывало, и ученики постепенно, один за другим, реагируя на непривычное, начнут-таки к вам прислушиваться.
Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь, те, что под ударением).
В любом случае смена звукового ряда вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.

Вмешательство-подсказка 3

Когда ситуация на уроке уже вышла из-под контроля и класс, как говорится, стоит на ушах, учителю иногда полезно сделать что-нибудь экстраординарное: например, внезапно сесть на корточки (или наоборот, влезть на стул) и как ни в чем не бывало продолжать урок оттуда.

Вмешательство-подсказка 4

Галерка — это прежде всего нерабочая атмосфера. Поэтому полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определенного цвета или качества (или с определенной буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, чур, нельзя!
А можно провести эстафету с мелом у доски. Задание: написать любую букву или цифру — какой ряд быстрее? Чем проще задание, тем лучше.
Конечно, можно привязать эстафету и к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда пишет на доске формулу по физике). Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.
Напоминаем, что популярная детская игра «Испорченный телефон» также строится на принципе эстафеты. В классе это можно сделать так: какое-то слово пускается по среднему ряду, а крайние ряды «ловят слово», то есть пытаются его отгадать. (Подробнее см. «Школьный психолог» — Ершова А., Букатов В. Испорченный телефон. № 47, 1999 г.)

Вмешательство-подсказка 5

Предложите ребятам объединиться в несколько команд.
Кто-то в команде все равно может выпасть из работы. Но в малой группе и проблемы галерки тоже малые. (Подробнее см. «Школьный психолог» — Букатов В., Ершова А. Эмпирическая шестерка. № 44, 2000 г.)

Вмешательство-подсказка 6

Двигательные упражнения налаживают рухнувший было (в том числе, из-за галерки) ритм урока. Полезно двигать стулья и парты. Но делать это надо быстро, в очень хорошем темпе, постепенно усложняя упражнения требованием, например, четкости, слаженности или ограничением во времени и проверкой результата. (Подробнее см. «Школьный психолог» — Букатов В., Ершова А. Двигай тело! № 22, 1999 г.)

Вмешательство-подсказка 7

В разгар неделового шума попробуйте четко произнести: «Все встали!» — и встать самому. (Или наоборот: «Все сели!» — и сесть самому.) Если до этого вы стояли, то предварительно сесть (и наоборот).
Действуйте не столько громким голосом, сколько мобилизацией собственного тела. Треть класса поднимется — уже хорошо. За ними, глядишь, подтянутся и остальные.
Следующая ваша реплика должна быть неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.

Вмешательство-подсказка 8

Начните задавать «нарушителям» конкретные вопросы: «Хочешь выйти? Выходи!» Но это надо делать абсолютно деловым тоном, не впадая в амбиции и выяснение отношений.
Или: «Устал? Ну пойди, отдохни, поиграй на коврике...»
Или: «Давайте все послушаем, о чем это там говорят Петя и Вася. Наверное, о чем-то важном?..»
Но помните, что эти варианты — какими бы элегантными они ни казались — в конечном счете работают на запугивание. Выделить кого-то одного — чтоб ему стало неловко — значит работать не на объединение класса, а на его разъединение.

Вмешательство-подсказка 9

Хорошо налаживают общий ритм работы упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий. Один из вариантов «Дружного эха», «Кто-о-о меня слышит...», «Выхода ряда» поможет ученикам, по той или иной причине выпавшим из контекста урока, испытать азарт, а вместе с ним желание включиться в общую работу и понять суть происходящего.

ФИЗИОТЕРАПИЯ

Увы, учитель сам подчас создает галерку. Ведь шум на уроке — это расплата за то, что учителя устраивает тихая партизанская жизнь в классе (помните, как мы сами читали под партой «Трех мушкетеров» и делали домашнюю работу?), не имеющая отношения к предмету, но и не мешающая учителю мирно проводить свое урочное время или с энтузиазмом читать лекцию продвинутым.
Тихая галерка витает по классу: то на первой парте, то на четвертой, то на последней — кто-то да выключен из урока. Потому что на уроке не занят ДЕЛОМ (точнее, учителю не удалось занять его делом).
Громкая галерка имеет возможность болтаться по этой же причине — она тоже не занята делом. Получается, что тихая партизанская жизнь и шумная галерка — это две стороны одной медали, симптомы одной и той же болезни.
Однако, дырку в зубе анальгином не лечат! Можно, конечно, на какое-то время утихомирить боль. Но она обязательно вернется, и с новой силой!
Так что экзотические меры — это, конечно, здорово. Но давайте же и профилактику делать!

ПОСТСКРИПТУМ

«Это все, конечно, хорошо, — может подумать кто-нибудь из наших читателей, — Но у меня программа. Мне некогда заниматься такими пустяками. Каждая минута на счету!»
Если это действительно так, то остается вам позавидовать. Ну а если каждая минута на счету только у вас? А дети маются в ожидании звонка на перемену?
Когда вы вдруг оглянетесь и увидите, что бежите во все лопатки, но, увы, в одиночестве, вот тогда, может быть, наши игровые разминки не покажутся вам такими уж пустяками. И вы отважитесь «в ущерб программе» использовать их на своих уроках. И вы откроете в них такой дидактический потенциал, о котором и не мечтали, — возможность углубления в учебный материал. И тогда, глядишь, добрую половину урока вы начнете строить на играх-разминках, которые в ваших творческих руках из незатейливых приемчиков превратятся в добротные дидактические приемы, позволяющие всему классу открывать в материале неожиданные глубины и проживать время урока насыщенно.

Вячеслав БУКАТОВ,
доктор педагогических наук,
Мария ГАНЬКИНА

Статья подготовлена при поддержке сайта пластического хирурга www.NanoLabs.Ru. Если вы недовольны своим видом, и изменить его без врачебного вмешательства невозможно, то оптимальным решением станет обратиться к пластическому хирургу. На сайте, расположенном по адресу www.NanoLabs.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать стоимость хирургической операций по подтяжке и липосакции бедер. Александр Левчук – высококвалифицированный специалист в области пластической хирургии, имеющий свой подход к каждому пациенту.