Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТЕСТЫ ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина
СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001

Перед нами прекрасно изданный и иллюстрированный сборник популярных тестов и упражнений для подготовки детей к обучению в школе. Его составители справедливо считают, что главное для будущего ученика не его интеллектуальная подготовка, а высокая познавательная активность, умение самостоятельно организовать свою деятельность, распределить силы, владеть своими эмоциями и уметь общаться с детьми и взрослыми.
От сформированности механизмов внимания зависит высокая познавательная активность и целый ряд других умений ребенка. Чтобы оценить развитие малыша, взрослым (в первую очередь родителям) предлагается ряд тестов и диагностических упражнений. С их помощью можно не только определить уровень развития различных механизмов произвольного внимания (концентрации, переключения, распределения), но и тренировать их.
При подборе диагностических и развивающих материалов авторы исходили из того, что все психические процессы тесно связаны друг с другом и развитие одного влияет на состояние других. Поэтому многие упражнения, непосредственно не относящиеся к вниманию, в действительности создают основу для его совершенствования. В разделе «Физическая готовность и спорт» авторы предлагают комплексы утренней гимнастики, а также гимнастики для глаз, препятствующей утомлению ребенка во время занятий.
Значительное место в сборнике уделено нейрофизиологической готовности. В этом разделе представлены тесты и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации и мелкой моторики руки. Остальные разделы посвящены различным познавательным процессам: памяти, вниманию, мышлению.
Предлагая родителям самим тестировать своего ребенка, авторы не могли обойти стороной известные психологические и нейропсихологические тесты (тест Керна-Йерасика, «Рисунок человека», теппинг-тест, тест Венгера по определению уровня развития слуховой памяти). Н.В. Гатанова и Е.Г. Тунина удачно адаптировали их к применению в «домашних» условиях и сделали это достаточно корректно. По крайней мере, в книге нет ни одного теста, который позволил бы «натаскать» ребенка на его выполнение. А большинство заданий придумано самими авторами.
Упражнения на развитие внимания и других познавательных процессов должны очень понравиться детям: они интересные, увлекательные и (что самое главное) не повторяются. Они снабжены четкими инструкциями, в которых указана цель выполнения задания, дается его пошаговое описание и рассматриваются различные варианты поведения ребенка.
В этом сборнике соблюден баланс между доступностью заданий для родителей и детей и научностью этих заданий. Выполняя тесты и упражнения из этой книги, родители смогут получить достоверное представление об особенностях своего ребенка, не пытаясь подменить собой психолога или логопеда. А игры и упражнения позволят подготовить ребенка к самостоятельной учебной деятельности.

Ольга РЕШЕТНИКОВА