ТЕСТЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина
СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
Перед нами прекрасно изданный и
иллюстрированный сборник популярных тестов и
упражнений для подготовки детей к обучению в
школе. Его составители справедливо считают, что
главное для будущего ученика не его
интеллектуальная подготовка, а высокая
познавательная активность, умение
самостоятельно организовать свою деятельность,
распределить силы, владеть своими эмоциями и
уметь общаться с детьми и взрослыми.
От сформированности механизмов внимания зависит
высокая познавательная активность и целый ряд
других умений ребенка. Чтобы оценить развитие
малыша, взрослым (в первую очередь родителям)
предлагается ряд тестов и диагностических
упражнений. С их помощью можно не только
определить уровень развития различных
механизмов произвольного внимания
(концентрации, переключения, распределения), но и
тренировать их.
При подборе диагностических и развивающих
материалов авторы исходили из того, что все
психические процессы тесно связаны друг с другом
и развитие одного влияет на состояние других.
Поэтому многие упражнения, непосредственно не
относящиеся к вниманию, в действительности
создают основу для его совершенствования. В
разделе «Физическая готовность и спорт» авторы
предлагают комплексы утренней гимнастики, а
также гимнастики для глаз, препятствующей
утомлению ребенка во время занятий.
Значительное место в сборнике уделено
нейрофизиологической готовности. В этом разделе
представлены тесты и упражнения на развитие
межполушарного взаимодействия,
зрительно-моторной координации и мелкой
моторики руки. Остальные разделы посвящены
различным познавательным процессам: памяти,
вниманию, мышлению.
Предлагая родителям самим тестировать своего
ребенка, авторы не могли обойти стороной
известные психологические и
нейропсихологические тесты (тест Керна-Йерасика,
«Рисунок человека», теппинг-тест, тест Венгера по
определению уровня развития слуховой памяти).
Н.В. Гатанова и Е.Г. Тунина удачно адаптировали их
к применению в «домашних» условиях и сделали это
достаточно корректно. По крайней мере, в книге
нет ни одного теста, который позволил бы
«натаскать» ребенка на его выполнение. А
большинство заданий придумано самими авторами.
Упражнения на развитие внимания и других
познавательных процессов должны очень
понравиться детям: они интересные, увлекательные
и (что самое главное) не повторяются. Они снабжены
четкими инструкциями, в которых указана цель
выполнения задания, дается его пошаговое
описание и рассматриваются различные варианты
поведения ребенка.
В этом сборнике соблюден баланс между
доступностью заданий для родителей и детей и
научностью этих заданий. Выполняя тесты и
упражнения из этой книги, родители смогут
получить достоверное представление об
особенностях своего ребенка, не пытаясь
подменить собой психолога или логопеда. А игры и
упражнения позволят подготовить ребенка к
самостоятельной учебной деятельности.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|