Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2002


ИГРОТЕКА

ШКОЛА ВНИМАНИЯ

Задания для развития произвольного внимания у дошкольников

При подготовке ребенка к школе очень важно научить его сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построить программу действия и проконтролировать ее выполнение. Для многих детей-дошкольников необходимо планомерное формирование этого умения.
Решению этой задачи способствует комплекс учебно-игровых занятий, представленный в книге Н.М. ПЫЛАЕВОЙ и Т.В. АХУТИНОЙ «Школа внимания», выходящей вторым изданием в издательстве «Теревинф» (тел. (095) 201-52-38, адрес: 121002, Москва, а/я 9).
Мы предлагаем несколько заданий из этого пособия. Их ход несколько модифицирован по сравнению с предлагаемым в книге, с тем чтобы показать возможную вариативность в предъявлении заданий.

Задание 1
ППОЛЯНКА

Цель: формирование программы отыскивания цифр по порядку в таблице со случайным их расположением.

Психолог. Кто здесь нарисован? Правильно, это Буратино. Мальвина попросила Буратино сделать из этой таблицы красивую полянку с цветами. Возьми фломастер и приготовься рисовать. Мальвина хочет, чтобы ты превратил цифры в цветы. Но нужно это делать в такой последовательности, как написано наверху.

Сначала ты обводишь по очереди каждую цифру кружочком, это будет серединка цветка. А теперь ты пририсовываешь лепестки по тому же правилу. Ты помнишь правило? Правильно: от цифры 1 к 9 по порядку. Готово? Покажи теперь все цветы по порядку. Ты сумеешь сделать это быстро и без ошибок?

Задание 2
ПОЛЕТ ШМЕЛЯ

Цель: закрепление программы отыскания чисел по порядку в свободном поле.

Психолог. Давай вспомним, как летом пчелы, бабочки, шмели летают с цветка на цветок. На этой картинке цифрами обозначено, как перелетал шмель с цветка на цветок. Давай обведем серединки цветов по порядку. Теперь покажи маршрут (путь), по которому летел шмель. А сейчас нарисуй этот путь.

Задание 3
НАРИСУЙ И РАСКРАСЬ

Цель: отработка программы отыскания цифр в прямом и обратном порядке, тренировка зрительного внимания.

Психолог. Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Молодец! Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке.

Задание 4
КТО СКОРЕЕ?

Цель: закрепление программы отыскивания цифр; повышение мотивации к выполнению задания через работу в группе; тренировка длительного удержания внимания.
Работа может проводиться как в индивидуальной форме (соревнование с педагогом), так и в групповой (соревнование детей) в прямом и обратном порядке.

Психолог. Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?.. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться.
Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются.
Психолог. Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы.
Психолог намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9).
Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом психологу.
Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.

Наталья ПЫЛАЕВА,
кандидат психологических наук
Татьяна АХУТИНА,
доктор психологических наук