ШКОЛА ВНИМАНИЯ
Задания для развития произвольного
внимания у дошкольников
При подготовке ребенка к школе очень важно
научить его сосредоточивать внимание на
выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в
школе зависит от того, насколько он может
сориентироваться в условиях задания, построить
программу действия и проконтролировать ее
выполнение. Для многих детей-дошкольников
необходимо планомерное формирование этого
умения.
Решению этой задачи способствует комплекс
учебно-игровых занятий, представленный в книге
Н.М. ПЫЛАЕВОЙ и Т.В. АХУТИНОЙ «Школа
внимания», выходящей вторым изданием в
издательстве «Теревинф» (тел. (095) 201-52-38, адрес:
121002, Москва, а/я 9).
Мы предлагаем несколько заданий из этого
пособия. Их ход несколько модифицирован по
сравнению с предлагаемым в книге, с тем чтобы
показать возможную вариативность в предъявлении
заданий.
Задание 1
ППОЛЯНКА
Цель: формирование программы
отыскивания цифр по порядку в таблице со
случайным их расположением.
Психолог. Кто здесь нарисован?
Правильно, это Буратино. Мальвина попросила
Буратино сделать из этой таблицы красивую
полянку с цветами. Возьми фломастер и
приготовься рисовать. Мальвина хочет, чтобы ты
превратил цифры в цветы. Но нужно это делать в
такой последовательности, как написано наверху.
Сначала ты обводишь по очереди каждую
цифру кружочком, это будет серединка цветка. А
теперь ты пририсовываешь лепестки по тому же
правилу. Ты помнишь правило? Правильно: от цифры 1
к 9 по порядку. Готово? Покажи теперь все цветы по
порядку. Ты сумеешь сделать это быстро и без
ошибок?
Задание 2
ПОЛЕТ ШМЕЛЯ
Цель: закрепление программы
отыскания чисел по порядку в свободном поле.
Психолог. Давай вспомним, как
летом пчелы, бабочки, шмели летают с цветка на
цветок. На этой картинке цифрами обозначено, как
перелетал шмель с цветка на цветок. Давай обведем
серединки цветов по порядку. Теперь покажи
маршрут (путь), по которому летел шмель. А сейчас
нарисуй этот путь.
Задание 3
НАРИСУЙ И РАСКРАСЬ
Цель: отработка программы
отыскания цифр в прямом и обратном порядке,
тренировка зрительного внимания.
Психолог. Здесь мы видим с тобой следы птиц
и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по
порядку, начиная с одного. Молодец! Теперь их
нужно показать в обратном порядке, но сначала нам
нужно потренироваться. Вот тебе карточки с
цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же
порядке обведи цифры на странице. А теперь как
можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком
порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в
другом порядке.
Задание 4
КТО СКОРЕЕ?
Цель: закрепление программы
отыскивания цифр; повышение мотивации к
выполнению задания через работу в группе;
тренировка длительного удержания внимания.
Работа может проводиться как в индивидуальной
форме (соревнование с педагогом), так и в
групповой (соревнование детей) в прямом и
обратном порядке.
Психолог. Звери соревнуются, кто
скорее найдет цифры по порядку и ни разу не
ошибется. Ты кому будешь помогать?.. А я Мишке. Вот
секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу
секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь.
Главное — не ошибаться.
Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки
фиксируются.
Психолог. Теперь мы с Мишкой начнем искать,
а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы.
Психолог намеренно делает ошибку (пропускает
цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и
9).
Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом
психологу.
Аналогично строится работа в группе. Дети могут
меняться таблицами и переходить к следующим.
Наталья ПЫЛАЕВА,
кандидат психологических наук
Татьяна АХУТИНА,
доктор психологических наук
|