«ШКОЛА-2002»
С 19 по 23 апреля в
культурно-выставочном центре «Сокольники»
прошла VI Московская международная
выставка-форум «Школа-2002»
Эти ежегодные выставки и похожи и непохожи одна
на другую. Поскольку я не посещала это
мероприятие в прошлом году, то у меня появилась
прекрасная возможность проследить те изменения,
которые произошли за два года на рынке
образовательных технологий.
У представителей фирмы
«Вальда» не было отбоя от покупателей
Первое, что сразу же бросилось в глаза, —
изменение состава и количества посетителей. В
этом году было гораздо меньше «простых»
посетителей (родителей, детей). Выставка стала
более профессионально ориентированной. Но и
педагогов оказалось не так уж много. Почему это
произошло, сказать трудно: возможно, на этот
вопрос могут ответить организаторы выставки.
Может быть, сыграли свою роль социальные и
финансовые проблемы. Но мне кажется, что дело не
только в этом.
Два года назад экспозиция была более
продуманной и систематизированной, да и
участников, на мой взгляд, тоже было больше. Тогда
на выставке проходили какие-то встречи, семинары,
соревнования для детей, концерты. Сейчас все было
тихо и спокойно. Хотя массовые мероприятия (в
основном семинары и круглые столы) тоже были
запланированы. Я посетила два: круглый стол по
профилактике наркозависимости, который
проводили специалисты Министерства образования
РФ, и очень интересный мастер-класс
«Безотметочная система преподавания в школе
развивающего образования», где учителя школы
«Бакалавр» блестяще продемонстрировали, как
можно обходиться без отметок, и более того,
формировать у детей навыки анализа и оценивания
своей работы.
Но и на первом и на втором мероприятии зал был
практически пустым. А жаль.
Участие в выставке
прекрасных представительниц системы
образования Чечни вселяет надежду на то, что в
этой многострадальной республике скоро
наладится нормальная мирная жизнь
В этом году на выставке было представлено
большое количество разнообразных
педагогических и рекламно-образовательных
изданий. Различные глянцевые журналы
красовались на многих выставочных стендах.
Значительное место на выставке занимала
книжная продукция. Подробно изучив ее
ассортимент, я обнаружила, что практически
каждое уважающее себя педагогическое
издательство стало выпускать развивающие и
коррекционные пособия, адресованные как
педагогам и психологам, так и родителям.
Например, издательство «Школьная пресса»
предлагает серию книг по развитию моторики руки
у детей дошкольного и младшего школьного
возраста, а также сборники развивающих и
логопедических игр и упражнений.
На стендах другого московского издательства —
«НЦ ЭНАС» — были представлены издания серии
«Коррекционная школа» для воспитателей и
педагогов специальных учебных заведений.
Издательский дом «ОЛМА-Пресс» наряду с
серьезными книгами по психологии выставил
несколько интересных «детских» серий, которые
могут быть полезны для психологов, коррекционных
педагогов и родителей: «Завтра в школу»,
«Забавные книжки», «Золотая коллекция детского
сада», «Золотая коллекция школы».
Но порадовали не только печатные издания. Центр
наглядных средств обучения Министерства
образования РФ представил временно забытые
экранные наглядные средства обучения (слайды,
диафильмы). Среди них — специальные курсы по
профилактике подростковой наркомании, о которых
я впервые услышала на выставке.
Изобретатель Вадим Кайе, как
заправский фокусник, демонстрировал возможности
своих развивающих игр
Если раньше на подобных мероприятиях бросались
в глаза яркие стенды импортных производителей,
то сейчас стало гораздо больше интересных и
недорогих отечественных разработок.
ЗАО «Русский стиль» под лозунгом «Книжный
бизнес — не только книги» представило
разнообразные настольные игры. Среди них были
специальные серии, направленные на развитие
различных познавательных процессов у
дошкольников и младших школьников.
Но самым приятным для меня стало общение с
изготовителями развивающих игр. Первым, кого я
увидела, войдя в выставочный павильон, был
знакомый мне по позапрошлогодней выставке
изобретатель развивающих игрушек и игр, академик
академии изобретательства В.А. Кайе. Его
замечательный волчок я использую для
окончательного определения право- или
леворукости у детей.
За два прошедших года Виктор Августович
изобрел немало прекрасных многофункциональных
приспособлений, которые оказывают магическое
действие как на детей, так и на взрослых. Одних
только разновидностей волчков я насчитала около
семи! В этом году изобретатель стал активно
внедрять свои разработки: технология работы с
ними изложена в методических пособиях.
Большой ассортимент ярких развивающих
материалов для самых маленьких представила
серьезная компания RNToys. Ее «импортное» название,
к счастью, не соответствовало ярким изделиям из
дерева (погремушкам, матрешкам, свистулькам).
Очень привлекательно выглядит коллекция
разнообразных веселых шнуровок, так необходимых
для неокрепших детских пальчиков. Продукция этой
фирмы заинтересует и более старших детей,
которым адресованы всевозможные пазлы и
вкладыши.
Салчак Доржу из Тывы — самый
яркий «экспонат» выставки
Но настоящий праздник души я испытала у столика
фирмы «Вальда», которая представила изделия и
игры из экологически чистого дерева в традициях
вальдорфской педагогики.
Родители, педагоги, психологи, дефектологи и
логопеды, работающие с маленькими детьми, вряд ли
смогли уйти отсюда без покупок. Глаза
разбегались!
Здесь были интересные развивающие игры в
мешочках, погремушки, мобили, комплекты
деревянной посуды, фигурки людей и животных.
Короче, все то, что так необходимо для развития
детей в вальдорфской школе (да и не только).
В центральном павильоне были представлены
стенды, рассказывающие об образовании в
различных регионах России.
Естественно, что меня в первую очередь
интересовали психологические программы и
разработки. К сожалению, их-то я и не обнаружила.
Зато узнала и увидела много любопытного. Подойдя
к стенду Министерства общего и
профессионального образования Республики Тыва,
я поняла, что не задержаться здесь будет
невозможно: там сидел мальчик в национальном
костюме (костюм этот был необычайной красоты) и
вырезал из камня фигурки различных животных.
Выяснилось, что это ученик 9-го класса гимназии
№ 9 г. Кызыла. Зовут его Салчак Доржу. Приехал он в
Москву со своей учительницей Анной
Кыдат-ооловной Ооржак. Гимназия №9 знаменита тем,
что в 1992 году в ней был создан центр народной
педагогики, где ребята изучают народное
творчество, знакомятся с самобытной
национальной культурой. Но и это не все. Гимназия
(где идет обучение по специальной развивающей
программе) не раз становилась лауреатом
всероссийских конкурсов «Школа года», а в
прошлом году ей присвоен диплом «Федеральная
экспериментальная площадка». Эта гимназия также
лауреат Всероссийского конкурса «Школа века».
Салчак познакомил меня с искусством тувинского
горлового пения. Кроме того, он имеет первый
разряд по боксу и прекрасно владеет навыками
народной борьбы «херчей».
Переполненная впечатлениями я уже собралась
покинуть выставку, но вдруг увидела большой
стенд, на котором разместилась экспозиция
Министерства образования Республики Чечня. Ее
представляли две молодые девушки. Одна из них,
Ляля Хаджиева, является завучем
Республиканского центра детского технического
творчества г. Грозного. Она рассказала мне, что
среди ее однокурсников по пединституту были
психологи, которые сейчас работают в сельских
школах республики. Кроме того, психологов сейчас
начали готовить и в Государственном
университете Чечни. Ляля ни словом не
обмолвилась о трудностях, которые существуют в
республике. Наоборот, говорила, что сейчас стали
открываться библиотеки, можно подписаться на
нашу газету. Я предложила коллегам выслать в
Грозный подборку «Школьного психолога» за
последние полгода. Надеюсь, что Ляля поможет нам
связаться с психологами из университета. Хочется
верить, что самое худшее в Чечне уже позади.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |