ГЕРМАН РОРШАХ
(1884–1922)
Имеющиеся
на сегодня во всем мире тысячи протоколов с
результатами исследований, проведенных тестом
Роршаха, полностью и безоговорочно доказали, что
ни один из огромного количества других методов
психологического тестирования ни на йоту не
может приблизиться к той основательности и
систематичности, с которыми роршаховская
психодиагностика выявляет и наглядно
представляет для нас как поверхность, так и
глубину психической структуры человека.
Из немецкого журнала «Praxis»
Обложку изданного недавно в Лондоне
психологического словаря украшает иллюстрация,
вызывающая недоумение у непосвященных, —
чернильная клякса причудливой формы. Зачем она
здесь? Ведь справочник посвящен серьезной науке,
а не причудам поп-арта!
Тем же, кто хоть немного знаком с психологией,
даже не нужно ничего объяснять. Знаменитая
клякса — одна из таблиц всемирно известного
теста Роршаха — многими в самом деле
воспринимается как символ психологического
исследования. В наши дни этот тест — наиболее
широко используемый в мире (только в США
заархивировано несколько миллионов
обработанных протоколов). Имя его создателя
упоминается в психологических работах почти так
же часто, как имена Фрейда или Юнга. Но вот о
человеке, носившем это имя, даже
профессиональные психологи знают очень немного.
Жил давным-давно, вроде бы — в Швейцарии. Создал
тест. Тем и знаменит.
На самом деле Герман Роршах — одна из самых
ярких и примечательных фигур мировой психологии
и между прочим... без пяти минут наш
соотечественник! Он прожил недолгую жизнь,
написал всего одну книгу. Но какую жизнь и какую
книгу!
НАУКА НАДЕЖНЕЕ, ЧЕМ РИСОВАНИЕ
Герман Роршах родился в Цюрихе 8 ноября 1884 года.
Его отец, Ульрих Роршах, был живописцем, и от него
Герман унаследовал незаурядные художественные
способности. По мнению знавших его людей, он
очень неплохо рисовал и в юности даже
намеревался сделать это своей профессией по
примеру отца. Как бы невероятно это ни звучало, в
школьные годы он даже получил прозвище Клякса.
Возможно, в нем однокашники обыгрывали профессию
его отца (в те годы большой популярностью
пользовался роман Вильгельма Буша «Художник
Клякса»), а может быть, оно отразило его увлечение
кляксографией — излюбленной детской забавой той
поры, ныне забытой. Так или иначе, интерес Германа
к причудливым сочетаниям цветов и необычным
формам, его яркое образное мышление, характерное
для художественных натур, впоследствии получили
неожиданное воплощение в его научных изысканиях.
В 1886 году семья перебралась в Шаффхаузен, где
Ульрих Роршах получил место учителя рисования. В
этом живописном городке на Рейне прошли детские
и юношеские годы Германа, здесь он в 1904 году
окончил кантональную школу.
Многосторонне одаренный юноша долго
затруднялся в выборе будущей профессии. За
советом он обратился к Эрнсту Геккелю, который в
силу своих естественно-научных предпочтений
посоветовал ему оставить рисование своим хобби и
посвятить себя наукам.
После некоторых колебаний девятнадцатилетний
Герман выбрал медицину. Высшее образование он
получил, учась попеременно в нескольких
университетах (обычная практика для
традиционного германского стиля образования) —
в Невшателе, Цюрихе, Берлине и Берне. В феврале 1909
года Роршах успешно сдает государственные
экзамены, а в ноябре 1912 года защищает диссертацию
«О рефлекторных галлюцинациях и родственных им
явлениях» и получает степень доктора медицины.
ПОКЛОННИК РОССИИ
В те годы в Западной Европе жило немало русских.
Это были студенты, соблазнившиеся престижем
европейских университетов,
эмигранты-социалисты, дискутировавшие в
кофейнях планы будущих мятежей, и просто
обеспеченные обыватели, тяготевшие к
европейскому образу жизни. В студенческие годы
во время каникулярных путешествий Роршах
познакомился во Франции с одним пожилым русским,
который, будучи горячим поклонником Толстого,
пробудил у юноши интерес к русской культуре.
Движимый этим интересом, в Цюрихе Роршах
сошелся со многими россиянами, завел обширные
знакомства, принялся изучать русский язык. Среди
его новых знакомых были такие примечательные
фигуры, как Константин фон Монаков, основатель
Цюрихского института изучения мозга
(энциклопедии называют его швейцарским
невропатологом, обычно забывая упомянуть о его
русском происхождении), и Евгений Минковский,
ставший впоследствии знаменитым парижским
психиатром. В 1906 году по приглашению своих друзей
Роршах побывал на каникулах в России.
По словам биографа Роршаха, Генри Элленбергера,
он был таким большим поклонником России, каких
редко можно было встретить в Западной Европе.
Русским языком он овладел в совершенстве, читал в
подлиннике Пушкина, Толстого и с особым
вниманием — Достоевского, к творчеству которого
относился с большим интересом и о котором
незадолго до смерти намеревался написать
специальную работу.
ПОД ВЛИЯНИЕМ ПСИХОАНАЛИЗА
Характерно, что Достоевский пользовался особым
вниманием и З. Фрейда, чьи идеи оказали на Роршаха
большое влияние.
Интерес к психоанализу привел Роршаха в
швейцарское психоаналитическое общество (в 1919
году он был избран его вице-президентом). Плодом
этого интереса стал ряд примечательных
публикаций, ныне совсем затерявшихся на фоне
главной книги Роршаха, — его статей в «Вестнике
психоанализа»: «Рефлекторные галлюцинации и
символика» (1912), «Пример неудавшейся сублимации и
случай забывания фамилии» (1912), «Часы и время в
жизни невротиков» (1912), «О выборе друга у
невротика» (1913), «Психоанализ рисунка у
шизофреника» (1914) и др.
Несомненное влияние на круг интересов Роршаха
оказали такие пионеры швейцарского
психоанализа, как Эуген Блейлер и К.Г. Юнг, под
чьим руководством он еще в студенческие годы
изучал психиатрию в Цюрихской университетской
клинике Бурхгёльцли. Тесные контакты он
поддерживал с Оскаром Пфистером, Людвигом
Бинсвангером и многими другими видными
деятелями психоаналитического движения.
НЕСБЫВШЕЕСЯ НАМЕРЕНИЕ
Давний интерес к России еще более усилился у
Роршаха после того, как он познакомился с Ольгой
Штемпелин, также изучавшей медицину в Цюрихе
(весной 1910 года они обвенчались). В 1909 году с целью
знакомства с родителями невесты Роршах
предпринял второе путешествие в Россию,
несколько месяцев прожил в Казани, посетил
Челябинск, Самару, Курган, Уфу. Он вел
психиатрические приемы как в частном порядке,
так и в государственных учреждениях. У него
сформировались тесные контакты с российскими
коллегами, впоследствии им на немецком языке
опубликовано 29 рецензий на работы русских
психиатров.
В 1913 году Роршах в третий раз приехал в Россию,
намереваясь здесь постоянно поселиться. Один из
пионеров российского психоанализа — Н.А.
Вырубов, возглавлявший подмосковный пансионат
Крюково, предложил ему должность психотерапевта,
в которой Роршах проработал с декабря 1913 года по
июль 1914 года. Жалование его было небольшим, но все
же вполне приличным, и, вероятно, не материальные
соображения в итоге побудили Роршаха оставить
работу в России и навсегда вернуться в Швейцарию.
Сам он мотивировал этот шаг тем, что находил
весьма ограниченными возможности для своей
научно-исследовательской деятельности в России.
ПРОБЛЕМА СЕКТАНТСТВА
Исследовательские интересы Роршаха
простирались от неврологических изысканий под
руководством фон Монакова до аналитических
этюдов в юнгианском духе. Прославившие его опыты
по истолкованию форм впервые были проведены в 1911
году. С помощью своего давнего школьного
товарища Конрада Геринга, в то время работавшего
учителем, Роршах обследовал школьников города
Тургау с помощью чернильных пятен причудливой
формы. Этот материал не был оригинален, в ту пору
его в разных целях использовали многие, например
А. Бине, который, однако, считал кляксы лишь
хорошим стимулом для творческого воображения и
соответственно строил свои эксперименты. Роршах
пошел гораздо дальше, однако не сразу. После
нескольких опытов в Тургау он забросил кляксы,
чтобы вернуться к ним много позже. Его неожиданно
заинтересовали совсем другие проблемы.
В психиатрической клинике Роршах столкнулся с
необычным пациентом, неким Бингелли, который, как
выяснилось, проходил принудительное лечение по
приговору суда. Бингелли был основателем
религиозной секты, и ему в вину вменялось
исполнение ритуальных церемоний, включавших
развратные действия, в частности — инцест.
Роршах чрезвычайно заинтересовался проблемой
сектантства в его связи с сексуальными
перверсиями. Он провел тщательное изыскание в
области истории швейцарских сект, проследив ее с
ХII века. На эту тему он задумал написать обширное
исследование, но не закончил его. В печати
появились лишь три статьи на эту тему, которые
только после его смерти с дополнениями из
черновых записей увидели свет в виде отдельной
книги. О ее существовании не догадываются даже
многие знатоки теста Роршаха, хотя в наши дни
проблема извращенного сознания сектантов
кажется даже более актуальной, чем столетие
назад.
ПОГИБШАЯ НАДЕЖДА
В 1917 году Роршах вернулся к своим исследованиям
восприятия причудливых пятен. Результаты
многочисленных опытов были им обобщены в ныне
всемирно известной книге «Психодиагностика»
(кстати, сам этот термин ввел в обиход именно
Роршах).
Опубликовать книгу оказалось делом нелегким —
с 1919 по 1921 год рукопись была отвергнута
несколькими издательствами. Обивая пороги
издателей, Роршах продолжал дорабатывать свой
тест, критически пересматривал многие свои идеи
и к тому времени, когда книга все-таки увидела
свет в издательстве «Ханс Хубер», с огорчением
отмечал, что многое в ней следовало бы сказать
иначе.
Парадоксально, но 80 лет спустя тест Роршаха
используется в практически неизменном виде, не
претерпев сколько-нибудь значительных
модификаций с момента публикации в 1921 году, и
считается едва ли не безупречным
психологическим инструментом. Остается только
догадываться, до какого совершенства довел бы
его создатель, проживи он чуть дольше.
Роршаху не была суждена прижизненная слава.
Тираж «Психодиагностики» в 1200 экземпляров почти
полностью пылился невостребованным на складе
издательства, когда в апреле 1922 года Герман
Роршах скоропостижно скончался от перитонита.
Вместе с ним, по словам Блейлера, умерла надежда
целого поколения швейцарских психиатров. Зато
остался великолепный инструмент, по сей день
символизирующий суть психологической науки —
стремление проникнуть в неизведанные глубины
душевного мира.
Сергей СТЕПАНОВ |