НА ПРИЕМЕ У
ПСИХОЛОГА — ПОДРОСТОК
С.А. Кулаков
СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена;
Изд-во «Союз», 2001
Автор книги, доктор медицинских наук, профессор
кафедры клинической психологии РГПУ им. Герцена,
знакомит читателей с основами
психотерапевтической работы с детьми
подросткового возраста. Хотя и принято считать,
что психолог, особенно работающий в системе
образования, не должен заниматься
психотерапевтической помощью, реалии нашей
жизни таковы, что часто только он и может помочь
ребенку, оказавшемуся в критической ситуации.
Кроме того, элементы психотерапии являются
составной частью психологического
консультирования.
В издании представлена достаточно стройная
система психотерапевтической работы, начиная с
постановки диагноза (в том числе и
психиатрического) и кончая интегративными
методами психотерапии подростков. Эти знания
позволят психологам расширить представления о
возможностях психотерапии.
Правда, при глубоком знакомстве с книгой
обнаруживаешь, что большинство представленных в
ней материалов имеют информационный характер.
Подростковые проблемы рассматриваются автором
с точки зрения психотерапевта (а иногда и
психиатра), что предполагает наличие у читателей
специальных медицинских знаний. Это несколько
противоречит названию книги и ее жанру: в
качестве практического пособия она может быть
полезна достаточно узкому кругу клинических
психологов. Да и в самом тексте автор использует
слова «клиент», «психотерапевт», а не «психолог»,
«подросток», «ребенок».
Знакомя читателей с диагностическими и
коррекционными методами, автор приводит немало
примеров, в которых дается подробное описание
состояния пациента с точки зрения психиатра или
психотерапевта.
Многие приемы и методы психотерапевтической
работы представлены схематично, поэтому не могут
быть использованы, если у читателя нет навыков
психотерапевтической работы. Что, наверное, и
хорошо, поскольку использовать многие
психотерапевтические приемы без специальной
серьезной подготовки неэкологично.
Это издание может быть успешно использовано
студентами медицинских вузов, специалистами в
области клинической психологии,
психотерапевтами и психиатрами, работающими с
детьми и подростками. Автор разнообразит
основной текст всевозможными вставками и
комментариями. В «Литературных справках» и
«Комментариях специалиста» дается подробная
расшифровка ряда используемых терминов и
понятий, а наиболее значимые, с точки зрения
автора, фрагменты текста выделены графически.
Правда, не всегда понятно, почему подробно
расшифровываются одни термины и игнорируются
другие.
В конце книги читатели найдут список
литературы по теме и приложение, содержащее
тесты, тренинги и иллюстративные материалы.
Ольга РЕШЕТНИКОВА |