Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002
ОЧЕНЬ НУЖНАЯ ПОДСКАЗКА


НАШИ ДЕТИ

ОЧЕНЬ НУЖНАЯ ПОДСКАЗКА

Считается, что современная школа использует пятибалльную систему оценивания работы учеников. В реальности же она трехбалльная: много ли вам встречалось аттестатов с двойками? Довольно распространенной, особенно среди администраторов образования, является точка зрения, согласно которой ставить двойки крайне нежелательно, и, оценивая диктант или сочинение как неудовлетворительные, учитель ставит двойку себе. На самом деле ситуация не столь однозначна.

Пока же учитель вынужден укладываться в отведенные ему рамки трехбалльной системы. Это значительно ослабляет механизмы внешнего мотивирования, так как ученик уверен, что тройку ему все равно поставят, и зачем еще что-то делать и утруждать себя бесполезными занятиями.

Тем не менее двойки в классных журналах и школьных дневниках еще встречаются. Их наличие свидетельствует не о нерадивости ученика или бездарности учителя, а о высоких требованиях к учащимся.

Отметки обычно выставляются за какую-то работу: ответ у доски, диктант, реферат и т.п. Вполне естественно, что в диктанте ученик может допустить столько ошибок, что кроме двойки ему поставить просто нечего (если только единицу или, как это практикуется в некоторых школах, ноль — за отсутствие знаний). Но иногда двойки не имеют никакого отношения к учебным успехам ученика. Такую отметку ставят ученику за опоздание, за поведение на уроке, за забытую тетрадь, за подсказку. Вот об этом-то и хотелось бы поговорить.

В СИТУАЦИИ ПРОИГРЫША

Хорошо знакомая ситуация: ученик плохо отвечает у доски. То ли он все забыл от волнения, то ли недоучил, то ли недопонял. И тут кто-то из учеников произносит заветное слово. Учитель слышит и ставит — хорошо если одну, а то и две двойки — тому, кто не знал, и тому, кто знал, но подсказывал.

Сколько лет прошло после окончания школы, сколько потом было получено хороших оценок, но те обидные двойки за подсказку забыть не получается. Нашему классу повезло с преподавателем химии: на уроках было интересно, материал усваивался как-то сам по себе. Большинство восьмиклассников с удовольствием посещали факультатив по химии. Однако молодой учитель был не только знающим, но и требовательным и весьма нетерпимым к тем, кто к химии относился без должного уважения и понимания.

У моей подруги складывались не совсем хорошие отношения с химией и химиком. Она буквально тряслась перед каждым уроком и, выходя к доске, забывала то, что знала. Каждый раз, затрудняясь с ответом, она обращала свой взгляд на меня. Ее глаза молили о помощи. На уроках химии обычно стояла тишина, так как мы боялись впасть в немилость у химика. При этом у него было все в порядке не только со знаниями по химии, но и со слухом. Двойка ставилась в журнал и в дневник, причем красной ручкой — так что не заметить ее было невозможно. Было обидно и стыдно одновременно.

Моей подруге подсказки не помогли, за все время обучения в медицинском вузе она имела по химии только тройки.

С тех пор у меня сохранилось двойственное отношение к химии как к учебному предмету. Однако, если бы можно было на машине времени вернуться назад, думаю, что все было бы точно так же.

Сейчас же мне хочется удержать учителей от неверного шага. Нужно понять состояние ребенка, от которого друг ждет помощи. Ребенок в любом случае оказывается в ситуации проигрыша: либо трус, побоявшийся учителя, либо выскочка, «держащий учителя за глухого дурака» и не соблюдающий правил поведения в школе.

не забывать о ВОЗРАСТе

Педагогам также не следует забывать о возрастных особенностях своих учеников. Младшие подростки, которые отличаются недостаточным уровнем произвольности поведения, постоянно «выкрикивают с места».

Один ученик 7-го класса (ему 12 лет), имеющий незаурядные умственные способности, просто не может удержать себя и, услышав вопрос учителя, одновременно тянет руку, встает и начинает говорить. Все попытки организовать его поведение в соответствии с принятыми в школе нормами оказывались неуспешными. Естественно, что учителя устали от бесконечных выступлений этого мальчика. Однако им остается только ждать его взросления, а пока давать ему задания повышенной сложности (что, к сожалению, не всегда под силу учителю).

Обычно в старших классах постепенно ребята научаются произвольной регуляции своего поведения. На смену импульсивным ответам приходят хорошо продуманные. Наблюдение за старшеклассниками показывает, что, во-первых, подсказок становится значительно меньше, во-вторых, они принимают менее заметные формы и, в третьих, тот, кто подсказывает, редко ошибается.

ПСИХОЛОГИЯ ПОДСКАЗКИ

А если попытаться разобраться, что представляет из себя подсказка с психологической точки зрения?

Совсем недавно мне пришлось побывать на уроке лингвистики в 7-м классе. В нашей гимназии лингвистика преподается с 5-го класса, поэтому к концу обучения в 7-м классе ребята уже владеют многими понятиями из науки о языке. Однако некоторые вопросы все же оказываются для них слишком трудными.

Сидя за последней партой, я не всегда могла удержаться от подсказки, тем более что близился конец учебной четверти и хорошие ответы способствовали разрешению спорного вопроса об отметке в желательную сторону. Самое интересное заключалось в том, что не все дети могли воспользоваться подсказкой. Если одни могли по губам прочитать ответ, то другие переспрашивали, не улавливая смысла ответа.

Внимательное наблюдение за этими же ребятами на других уроках показало то же самое: помощь не всегда принимается теми, кому адресована. Иначе говоря, один ребенок психологически готов к восприятию услышанного, а другой — нет.

Данное явление может быть по-разному проанализировано с разных психологических позиций. Напомню, что Л.С. Выготский убедительно показал следующее: то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно.

Механизмы этого явления получили освещение и в трудах С.Л. Рубинштейна, но уже с другой стороны. Одним из важнейших принципиальных положений, выдвинутых С.Л. Рубинштейном, является принцип «внешнее через внутреннее»: «внешние причины действуют через посредство внутренних условий». Именно с этих позиций С.Л. Рубинштейн подходит к анализу личности, которая выступает как целостная система внутренних условий, сквозь которые преломляются все внешние воздействия, в том числе и педагогические.

В экспериментах, проведенных учениками С.Л. Рубинштейна, было показано, что внешняя причина (подсказка экспериментатора) помогает испытуемому решать мыслительную задачу лишь в меру сформированности внутренних условий его мышления, то есть в зависимости от того, насколько он самостоятельно продвинулся вперед в анализе решаемой задачи. Если это продвижение незначительно, испытуемый не может адекватно использовать помощь извне.

В нашем случае подсказка помогает только тогда, когда у ребенка сформированы соответствующие умственные операции. Таким образом, принятие или непринятие подсказки выступает в качестве показателя уровня владения предметным материалом. Если ребенок воспринимает подсказку, значит, он усвоил материал на достаточно высоком уровне. Если он не может воспользоваться помощью, готов опереться на ошибочную подсказку или неправильно воспроизводит услышанное, то можно предположить наличие пробелов в усвоении учебного материала.

КАК ИЗВЛЕЧЬ ПОЛЬЗУ?

П.Я. Гальперин, анализируя условия управляемого формирования умственного действия, специально изучал размеры помощи, в которой нуждается ребенок. При этом он использовал термин затухающие подсказки (к сожалению, в публикациях П.Я. Гальперина этот термин отсутствует, а обращение к архивным материалам позволяет наметить лишь общие направления анализа).

Во всех упоминавшихся выше теоретических исследованиях (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина) речь шла о помощи взрослого ребенку. Однако к настоящему времени в психологии вопрос о влиянии сверстников друг на друга, и особенно в плане познавательного развития, изучен недостаточно (исключение составляют работы Ж. Пиаже). Поэтому мы можем лишь распространять сделанные учеными выводы на ситуацию педагогического взаимодействия, в котором участвуют не педагог и ребенок, а педагог и группа детей.

Прежде всего, в подсказке нуждается запутавшийся или что-то забывший ребенок. Однако подсказка необходима не только ученику, она может принести известную пользу и учителю, если видеть в ней не помеху, а помощника. Оценивая умение ученика воспользоваться подсказкой, учитель получает возможность, опираясь на данные личного наблюдения, сделать вывод о его владении знаниями.

Кроме того, снижается эмоциональная напряженность самой ситуации, когда подсказывающий наказывается неадекватным образом: получает неудовлетворительную отметку по предмету, который знает.

Если ученик знает, но не подсказывает, то его поведение вызывает неодобрение одноклассников.

Хочется подчеркнуть, что подсказка, безусловно, не может быть отнесена к позитивным явлениям, оказывающим развивающее влияние на усвоение учебного материала. В то же время не следует преувеличивать ее негативную роль. Подсказка — вполне нормальное явление в детской среде, которое было, есть и будет. Значит, педагогам нужно научиться продуктивно использовать ее в работе. Ведь подсказка может оказать помощь не только ребенку, но и учителю.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог московской гимназии № 1541

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Мышление и речь (любое издание).
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.