Лишин О.В., Чернышева О.А., Ящук С.Л.
Подросток в школе: система отношений, мотивация
деятельности. Мир психологии, № 3 (27), 2001, с. 233—246
Уровень сформированности педагогически
организованной деятельности группы (УСД) —
относительно стабильный параметр. Одним из
важнейших факторов установления того или иного
УСД является отношение значимого старшего
(руководителя) к рядовым участникам
деятельности, смысловое содержание и способ
организации деятельности, определяющий
отношения ее участников.
Исследование проводилось с помощью методик
«Уровень сформированности педагогической
деятельности группы» (В.М. Сергеев, 1993) и МСД
«Мотивация совместной деятельности» (В. Хенниг —
О.В. Лишин). У испытуемых — подростков из
одиннадцати классов (5—10 кл.) школы-новостройки
была выявлена корреляция между мотивами учебной
деятельности и 9 параметрами УСД.
Главные выводы:
1. Специфика учебной деятельности, отношения
учителей и учащихся способствуют развитию
преимущественно пассивно-исполнительского и
активно-исполнительского уровней совместной
деятельности.
2. Чем выше уровень сотрудничества, человечнее
отношения, больше уровень понимания между
подростками и между подростками и взрослыми, тем
выше уровень эмоционального отношения к учебной
деятельности, мотивы самоутверждения,
социальной ответственности и принципиальной
добросовестности (исполнительности).
3. Достижение более высоких уровней УСД
возможно при двух условиях: 1) открытом,
личностном стиле общения со стороны значимых
взрослых; 2) при расширении сферы взаимодействия
всех участников деятельности за пределы
собственно учебных занятий.
4. Положительная корреляция между параметрами
использованных методик дает возможность,
опираясь на известный УСД данной группы учащихся
и отдельного ученика, реально прогнозировать
мотивацию учебной деятельности, ее качественную
характеристику и напряженность. Была выявлена
зависимость между мотивами сотрудничества и
мотивами собственной учебной деятельности.
5. Для повышения эффективности собственно
учебной деятельности необходимо сделать
характер общения педагогов с учащимися более
диалогическим, доброжелательным, личностным,
открытым, менее авторитарным и менее
монологичным.
Подготовила Ольга БАРАНОВА |