Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ШКОЛЫ

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ШКОЛЫ

Под ред. И.С. Якиманской
М., 2001

Небольшая по объему книга заметно выделяется своим содержанием среди большого числа изданий по психологии. Она не может быть отнесена ни к чисто теоретическим, ни к чисто практическим работам. В ней удачно представлены психолого-педагогические основы личностно-ориентированного образования и опыт их реального воплощения в виде практической модели образовательного учреждения.

Авторы книги знакомят читателя с опытом работы городской экспериментальной площадки «Личностно-ориентированная школа как модель образовательного института» (руководитель — доктор психологических наук И.С. Якиманская).

Основной ценностью личностно-ориентированного образования является раскрытие индивидуальности ребенка через учение как самостоятельную деятельность. Авторы считают, что можно построить школу, имеющую единую для всех, но разнообразную образовательную среду, позволяющую каждому ребенку проявить себя, осознать, оценить и реализовать свои познавательные возможности.

В книге излагаются основные принципы личностно-ориентированного образования. Авторы проекта исходят из того, что развитие ребенка происходит при органичном сочетании его обучения и учения. При этом главной составляющей личностно-ориентированного обучения выступает субъектный опыт ученика. По мнению авторов, никакое другое обучение, в том числе и развивающее, не предполагает обращения к субъектному опыту ребенка.

Профессионализм учителя заключается не столько в качественном изложении предметного материала, сколько в изучении личности ученика как индивидуальности при усвоении им программного материала.

Знакомство с данной книгой, безусловно, будет интересно и полезно школьному психологу, тем более что некоторые идеи и принципы построения модели личностно-ориентированной школы могут быть использованы в рамках других инновационных подходов.

Несомненную практическую ценность представляют материалы, помещенные в приложении: сведения о содержании, формах и методах работы городской экспериментальной площадки, о проводимых на ее базе семинарах, обучающих тренингах и учебных программах.

Однако существенным недостатком книги является слабое освещение роли психолога в реализации проекта. Программа, созданная психологом и имеющая в своей основе научную психолого-педагогическую концепцию, не может не опираться в ходе реализации на поддержку практического психолога. В книге имеется статья педагога-психолога одной из школ, принимавших участие в эксперименте. Эта статья посвящена педагогическому наблюдению как основе изучения личности ученика в образовательном процессе, но она не содержит информации об обязанностях школьного психолога и мере его участия в педагогическом процессе. Остается надеяться на то, что данная информация просто не вошла в эту небольшую книгу.

Накопленный авторами опыт, наверное, не следует рассматривать как готовый образец для подражания, так как это противоречит самой идее личностно-ориентированного образования. Однако чтение книги будет способствовать формированию у педагогов и психологов представлений о возможных путях построения образовательного учреждения нового типа.

Марина СТЕПАНОВА