Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

СПб.: Питер, 2001

Задача любой хрестоматии — помочь изучающим ту или иную дисциплину в расширении и углублении знаний за счет обращения к первоисточникам. Учебник — даже самый хороший — любую проблему освещает несколько схематично, избегая детализации и подробной аргументации, и для полноценного овладения предметом выступает источником необходимым, но не достаточным.

Питерские издатели в этом отношении избрали правильную стратегию — в дополнение к серии выпускаемых ими учебников по различным отраслям психологии почти синхронно выходят соответствующие хрестоматии. Очередной выпуск этой серии — хрестоматия «Психология развития» — это еще одна довольно успешная попытка комплексного подхода к учебному книгоизданию.

Правда, при внимательном знакомстве с хрестоматией создается впечатление, что и этого учебного пособия, хотя оно и весьма ценно, тоже вряд ли достаточно. В него полностью или фрагментарно включены важные и интересные работы по психологии развития, которые, однако, даже в сумме не обеспечивают достаточно широкого рассмотрения основных проблем этой области психологического знания.

Понятно стремление составителей — коллектива кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ — представить собственный, питерский подход к проблематике психологии развития. Но в этом они, похоже, даже переусердствовали. В результате тексты Б.Г. Ананьева занимают пятую часть от объема всей книги. Отдают ли себе составители отчет, что в мировой психологии развития питерская школа занимает гораздо более скромное место?

А вот, скажем, психоаналитическое направление (пускай и далеко не всеми принятое) весьма влиятельно, но в хрестоматии не представлено, если не считать фрагментов книги Э. Эриксона «Детство и общество». А как же А. Фрейд, М. Кляйн, да и сам великий Зигмунд, все наши проблемы выводившие из детства? Психоаналитическая периодизация возрастного развития в хрестоматии просто отсутствует.

Вообще, проблема периодизации — принципиальная для психологии развития. Но посвященный ей раздел хрестоматии поражает своей фрагментарностью, какой-то «клочковатостью». Небольшая статья В.А. Ганзен и Л.А. Головей «К системному описанию онтогенеза человека» скорее реферативна — разнообразные варианты периодизации в ней лишь упоминаются. Еще в этом разделе — текст Эриксона. И все! А где, спрашивается, хотя бы «К проблеме периодизации...» Д.Б. Эльконина или «К теории развития психики ребенка» А.Н. Леонтьева? Не говоря уже о крупнейшем российском теоретике возрастной психологии Л.С. Выготском, из чьего наследия составители выбрали маленькую и не самую важную статью об игре. Слишком уж такой выбор похож на предвзятое судейство в Солт-Лейк-Сити — своим золото, чужих побоку.

Уверен, что подобных замечаний хрестоматия еще заслужит немало.

В целом создается впечатление, что к составлению хрестоматии авторский коллектив подошел слишком субъективно и, возможно, даже несколько поспешно. В результате получилась книга, сама по себе неплохая, но не обеспечивающая более или менее исчерпывающего ознакомления с проблематикой психологии развития, ее теориями и достижениями.

Сергей СТЕПАНОВ