ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
СПб.: Питер, 2001
Задача любой хрестоматии — помочь изучающим ту
или иную дисциплину в расширении и углублении
знаний за счет обращения к первоисточникам.
Учебник — даже самый хороший — любую проблему
освещает несколько схематично, избегая
детализации и подробной аргументации, и для
полноценного овладения предметом выступает
источником необходимым, но не достаточным.
Питерские издатели в этом отношении избрали
правильную стратегию — в дополнение к серии
выпускаемых ими учебников по различным отраслям
психологии почти синхронно выходят
соответствующие хрестоматии. Очередной выпуск
этой серии — хрестоматия «Психология развития»
— это еще одна довольно успешная попытка
комплексного подхода к учебному книгоизданию.
Правда, при внимательном знакомстве с
хрестоматией создается впечатление, что и этого
учебного пособия, хотя оно и весьма ценно, тоже
вряд ли достаточно. В него полностью или
фрагментарно включены важные и интересные
работы по психологии развития, которые, однако,
даже в сумме не обеспечивают достаточно широкого
рассмотрения основных проблем этой области
психологического знания.
Понятно стремление составителей — коллектива
кафедры психологии развития и дифференциальной
психологии СПбГУ — представить собственный,
питерский подход к проблематике психологии
развития. Но в этом они, похоже, даже
переусердствовали. В результате тексты Б.Г.
Ананьева занимают пятую часть от объема всей
книги. Отдают ли себе составители отчет, что в
мировой психологии развития питерская школа
занимает гораздо более скромное место?
А вот, скажем, психоаналитическое направление
(пускай и далеко не всеми принятое) весьма
влиятельно, но в хрестоматии не представлено,
если не считать фрагментов книги Э. Эриксона
«Детство и общество». А как же А. Фрейд, М. Кляйн,
да и сам великий Зигмунд, все наши проблемы
выводившие из детства? Психоаналитическая
периодизация возрастного развития в хрестоматии
просто отсутствует.
Вообще, проблема периодизации —
принципиальная для психологии развития. Но
посвященный ей раздел хрестоматии поражает
своей фрагментарностью, какой-то
«клочковатостью». Небольшая статья В.А. Ганзен и
Л.А. Головей «К системному описанию онтогенеза
человека» скорее реферативна — разнообразные
варианты периодизации в ней лишь упоминаются.
Еще в этом разделе — текст Эриксона. И все! А где,
спрашивается, хотя бы «К проблеме
периодизации...» Д.Б. Эльконина или «К теории
развития психики ребенка» А.Н. Леонтьева? Не
говоря уже о крупнейшем российском теоретике
возрастной психологии Л.С. Выготском, из чьего
наследия составители выбрали маленькую и не
самую важную статью об игре. Слишком уж такой
выбор похож на предвзятое судейство в
Солт-Лейк-Сити — своим золото, чужих побоку.
Уверен, что подобных замечаний хрестоматия еще
заслужит немало.
В целом создается впечатление, что к
составлению хрестоматии авторский коллектив
подошел слишком субъективно и, возможно, даже
несколько поспешно. В результате получилась
книга, сама по себе неплохая, но не
обеспечивающая более или менее исчерпывающего
ознакомления с проблематикой психологии
развития, ее теориями и достижениями.
Сергей СТЕПАНОВ |