Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2002
ДЕТИ И НАРКОТИКИ


КОЛЛЕГИ

ДЕТИ И НАРКОТИКИ

Программа, предложенная сотрудниками Центра профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи, рассчитана на долгую и серьезную работу
Программа, предложенная сотрудниками Центра профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи, рассчитана на долгую и серьезную работу

Проблема детской и подростковой наркомании является одной из самых острых и болезненных для нашего общества. Правда, само общество относится к ней весьма неоднозначно. С одной стороны, на разных уровнях декларируется ее актуальность, с другой — каких-либо реальных действий для ее решения никто не предпринимает.

Создается впечатление, что каждое ведомство, призванное проводить профилактику наркозависимости, пытается заниматься этим в одиночку. Педагоги и психологи, работающие в различных образовательных учреждениях, не понимают, чем могут помочь им медики. Даже собираясь на совместные заседания, врачи и педагоги, как правило, не приходят к единому мнению.

В самой же системе образования почетная обязанность решать проблемы наркомании ложится на плечи психологов и социальных педагогов. Они проводят всевозможные тренинги, семинары, массовые акции и профилактические беседы.

На выставке «Школа-2002» в разделе «Социальные программы образования» была обозначена тема «Проблемы борьбы с юношеской наркоманией». В ее рамках проходил семинар «Здоровый образ жизни и организация профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях». Его анонс сразу заинтересовал меня. Организаторы (Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России, Центр по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, г. Санкт-Петербург, Министерство народного образования Удмуртской Республики) обещали, что в ходе семинара будут рассмотрены разнообразные формы первичной профилактики наркомании подростков, тренинговые упражнения, формы работы с населением и прессой.

Я рассчитывала, что на семинар прибудет немало заинтересованных специалистов из разных регионов России. Но в зале едва набралось 15 человек. Да и среди членов президиума я не увидела ни одного из заявленных ведущих: там не было ни начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г.Н. Тростанецкой, ни профессора, доктора медицинских наук Л.С. Шпиленя, ни заведующей городским методическим кабинетом г. Глазова Удмуртской Республики С.Ю. Федоровой.

Правда, кое-что мне удалось выяснить. При Министерстве образования РФ существует центр реабилитации аддиктивного поведения (руководитель — В.В. Залесский). В задачи этого центра входит координация антинаркотической работы во всех странах СНГ и профессиональная подготовка специалистов по построению региональной системы профилактики. Работа ведется в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002—2004 годы».

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Эта программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. № 44 с целью «создания условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества».

В результате воплощения программы должна быть создана общегосударственная система противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики их употребления разными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними. Должна быть отработана система мониторинга распространения наркомании, усовершенствована концепция ее лечения, а также создана система правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Первый этап программы должен быть реализован в 2002—2003 годах. В начале предусмотрено «совершенствование антинаркотической пропаганды», а на втором (заключительном) этапе в 2004 году — «завершение проводимых научных разработок, практическое внедрение методологии и методики проведения антинаркотической профилактической работы».

Среди основных разработчиков и исполнителей — Министерство внутренних дел РФ (координатор программы).

Чтобы понять, что же разработчики программы понимают под профилактической работой, я открыла параграф III, который называется «Система программных мероприятий».

В пункте «Профилактика злоупотребления наркотиками» перечислен ряд конкретных и нужных мер: «разработка методов диагностики предрасположенности отдельных лиц к наркомании», «создание федеральных экспериментальных физкультурно-спортивных центров по разработке и апробации технологии профилактики наркомании», «разработка и внедрение учебных программ для проведения в образовательных учреждениях мероприятий по антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни».

Правда, в этом перечне я обнаружила целое направление, выдержанное в духе старых добрых времен — «подготовить и включить в учебные программы образовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму специализированного курса лекций по проблемам наркомании».

Так и представилась трибуна, графин и старичок профессор, говорящий страшные слова о вещах, с которыми он вряд ли сталкивался в своей жизни. Тем более что лекционная пропаганда (как показала практика) является самым неэффективным способом профилактики наркозависимости среди молодежи. Интересно, неужели разработчики программы этого не знают?

 

КУДА ПОЙДУТ СРЕДСТВА?

Еще больше удивил параграф «Ресурсное обеспечение программы». Ассигнования из федерального бюджета на реализацию программы распределяются самым загадочным образом. На первом месте (586,4 млн руб.) находится МВД России. На его долю выпадает самая сложная работа по пресечению незаконного оборота наркотиков, включающая такие дорогостоящие мероприятия, как «разработка и внедрение аппаратуры обнаружения и идентификации наркотиков» и «проведение оперативно-профилактических операций».

Далее идет Минобразования России (425,4 млн руб.). Но ведь кроме курса лекций ничего конкретного в программе не обозначено! С большим отрывом следует Минздрав России (261,4 млн руб.), хотя на это ведомство возложено решение достаточно серьезных задач: «оснащение учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства обороны РФ необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием», «разработка терапевтических программ для детей и подростков, страдающих наркоманией и токсикоманией», «разработка новых, более эффективных видов психофармакологических препаратов, психотерапевтических методов лечения больных наркоманией» и многое другое.

На остальные ведомства приходится примерно такая же сумма, как на Министерство образования. Сам по себе этот факт не может не радовать: наконец-то правительство уделило достаточное внимание не лечению, а профилактике. Беспокоит одно: не будет ли все это растрачено на грандиозные неэффективные показушные лекционные курсы?

Чтобы развеять эти сомнения, обращаюсь к параграфу VIII «Система программных мероприятий», где все дела расписаны с указанием исполнителей и конкретных сроков. Нахожу Министерство образования. Конкретное распределение средств успокаивает.

На проведение ежегодного мониторинга наркоситуации в России выделено 10,1 млн руб., на разработку методик проведения антинаркотической деятельности выделено 27 млн руб., на подготовку и издание печатных и видеоматериалов информационно-пропагандистской направленности по проблемам профилактики наркомании (для образовательных учреждений) — 10,1 млн руб. Самая большая сумма пойдет на обеспечение материально-технической базы учреждений образования. Из них — 90,2 млн на комплектацию учебно-методическими пособиями кабинетов профилактики наркомании при образовательных учреждениях, 53,5 млн руб. выделено на повышение квалификации педагогических и медицинских работников образовательных учреждений.

Обнадеживает, что самая большая часть денег (201 млн руб.) будет израсходована на ремонт и приобретение оборудования для трех центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, в Краснодарском крае, Самарской и Ульяновской областях. Хорошо, но жалко, что только трех!

В.Ю. КлимовичВ.Ю. Климович считает эффективным в работе
с детьми использование слайдов

 

ЧТО УЖЕ РАЗРАБОТАНО?

На этом семинаре я узнала, что Центром профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи уже создана образовательная программа «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью», которая направлена на «профессиональную подготовку специалистов, способных организовать комплексные мероприятия по построению региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» и «обучение специалистов различных практик ведению профилактической антинаркотической работы с детьми и молодежью в рамках собственной профессиональной деятельности».

Программа состоит из трех модулей: информационного, интегративного и проектного. Само обучение проходит в несколько этапов.

На первом (базовом этапе) обучение проводится в очной форме. За 72 часа слушатели не только знакомятся с психолого-педагогическими технологиями, но и осваивают основные техники работы с молодежью. На этом этапе происходит знакомство с проектной деятельностью по формированию профилактических моделей с учетом региональной специфики.

Второй этап — дистанционный. Здесь реализуется образовательная программа, направленная на мобилизацию региональных ресурсов, формирование и научно-методическое сопровождение региональной системы профилактики.

На последнем этапе проводятся различные мастер-классы для специалистов в регионах.

На семинаре были представлены конкретные разработки. Особый интерес вызвал специальный курс С.В. Белогурова и В.Ю. Климович «Подростковая наркомания». Этот курс представляет собой набор слайдов. Выпущен он в Центре наглядных средств обучения при Министерстве образования РФ.

Курс состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой адресат.

Первая часть предназначена для проведения групповых занятий-семинаров, участниками которых могут быть работники образовательных и воспитательных учреждений и родители.

Вторая часть предназначена для специалистов, работающих со школьниками 5—6-х классов.

Следующая часть адресована специалистам, занимающимся с подростками 14—16 лет. При составлении курса использован опыт работы городского учебно-методического центра профилактики всех видов химической зависимости при наркоклиническом диспансере № 5 г. Москвы.

Жаль, что, рассказывая о своих программах, разработчики видели перед собой практически пустой зал...

 

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Управление социально-
педагогической поддержки
и реабилитации детей
Минобразования РФ

Тел.: (095) 390-17-24, 924-55-88

Публикация статьи произведена при поддержке центра реабилитации и социальной адаптации для наркозависимых «Орехово». Более семнадцати лет успешной работы, высокий профессионализм работников центра, эффективные методики лечения, атмосфера любви и безопасности обеспечивают быстрые и надежные темпы реабилитации наркозависимых. Воспользовавшись предложением центра «Орехово», каждый злоупотребляющие психоактивными веществами человек сможет побороть свое пагубное пристрастие и вернуться в общество здоровых и трезвых людей. Узнать больше о предоставляемых услугах и прочесть отзывы людей, прошедших реабилитацию в центре «Орехово», можно по адресу http://www.orekhovo.ru/