Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2002


ИГРОТЕКА

ЭКЗАМЕНЫ КАК ПОВОД ПОИГРАТЬ

Продолжение. См. № 16, 2002 г.
В № 16 «Школьного психолога» описан ход игры в экзамены, помогающей учащимся снизить тревогу, повысить уверенность в своих силах, развить навыки группового взаимодействия. Одним из элементов игры является репетиционный экзамен в форме теста (см. на странице справа). После того как участники ответят на вопросы теста, игра продолжается.

Участники возвращаются в круг и обсуждают, какие чувства переживает человек после серьезного испытания, ответственного дела (радость, что все позади; удовлетворение от хорошо выполненной работы; может быть, сожаление об упущенных возможностях и т.п.).

Ведущий, придерживаясь общей фабулы игры, говорит о возможности после экзаменов поехать куда-то вместе, подводя участников к выполнению игры «Путешествие на газете».

Это несложное упражнение выполняется следующим образом. Каждая команда должна поместиться на газетном листе («транспортное средство, везущее на отдых»). Затем задание повторяется на листе, сложенном в два раза, четыре и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит задание, поместившись всем своим составом на самом маленьком клочке газеты.

Все возвращаются в круг. Объявляются результаты «проверки» тестов, присуждаются призы в четырех номинациях (самая практичная команда, команда с наилучшим чувством юмора, самая сплоченная, самая оригинальная) — по количеству групп. Группам выдаются рекомендации по подготовке к экзаменам (свой экземпляр получает каждый из членов команды). Рекомендации отличаются друг от друга, хотя все они, так или иначе, полезны.

В завершение по кругу предлагается продолжить фразу: «Хочу пожелать себе на экзамене...»

Затем следует ритуал окончания занятия, который, как правило, придумывается школьным психологом совместно с учащимися в начале года. Игра окончена.

В качестве приложения предлагаем четыре варианта памяток для учащихся по подготовке к экзаменам (см. в следующем номере).


Экзаменационный тест

 

1. Участники игры оказались в литературном салоне начала прошлого века. Вы:

а) с горящими глазами читаете свои новые стихи;
б) сидите в углу и думаете, как бы незаметнее улизнуть;
в) кокетничаете с окружающими.

 

2. Белоснежный лайнер несет участников игры по лазурным волнам океана. Вы:

а) радостно смеетесь, подставляя лицо упругому ветру;
б) играете в теннис и загораете на верхней палубе;
в) совершенно невозможно представить, что вы делаете.

 

3. Участники игры смотрят по телевизору 539-ю серию нового мексиканского сериала. Вы:

а) плачете горючими слезами вместе с главной героиней.
б) пытаетесь кратко пересказать соседям содержание предыдущих серий;
в) не понимаете по-мексикански.

 

4. Участники игры едут купаться на пляж. Вам:

а) пришла в голову отличная научная идея, и вы повернули домой, чтобы записать ее;
б) пришла в голову отличная научная идея, но вы даже не удосужились запомнить ее;
в) ничего не пришло в голову.

 

5. Однажды участники игры полетели на Марс. Вы:

а) вели корабль строго по курсу;
б) предложили плюнуть на запланированное и полететь на Венеру;
в) забыли закрыть иллюминатор.

 

6. Участники игры оказались на необитаемом острове. Вы:

а) начали строить корабль;
б) довольно быстро обросли шерстью;
в) улетели один на выброшенном волной вертолете.

 

7. Закончив школу, участники игры договорились встречаться каждый год. Вы:

а) пришли только потому, что обещали;
б) весь год ждали этого дня и летели на встречу как на крыльях;
в) вообще-то, собирался зайти, но помешал начавшийся дождь.

 

8. Участники игры охраняют воздушные рубежи нашей школы. Вы:

а) на всякий случай сбиваете все, что пролетает в пределах досягаемости вашей ракетной установки;
б) при обнаружении цели отворачиваетесь в сторону и фальшиво насвистываете;
в) бдительно охраняете воздушное пространство над вашей школой.

 

9. Участники игры проводят сложный эксперимент. Вы:

а) трое суток не смыкаете глаз;
б) варите всем кофе;
в) все испортили.

 

10. Участники игры являются представителями различных спортивных команд. Вы:

а) являетесь капитаном своей команды;
б) позволяете себе оскорбительные замечания в адрес другой команды;
в) прекращаете заниматься спортом, чтобы ни с кем не портить отношения.

 

11. Участники игры поспорили о политике. Вы:

а) буквально бросаетесь в драку;
б) стараетесь всех помирить;
в) предпочитаете промолчать.

 

12. Участники игры принимают участие в соревнованиях по перетягиванию каната. Вы:

а) кричите: «Раз-два, взяли!»;
б) высказываете сомнения в прочности каната;
в) в случае поражения своей команды объясняете его плохими погодными условиями.

 

13. Участники игры думали наперегонки. Вы:

а) думаете плечом к плечу с другими;
б) ощущаете тщетность своих усилий;
в) пытаетесь убедить окружающих, что тоже думаете.

 

14. Участники игры клянутся друг другу в вечной дружбе. Вы:

а) волнуетесь больше всех;
б) предлагаете отметить это событие;
в) ведете подробную запись происходящего.

 

15. Участники игры наперегонки восходят на Эверест. Вы:

а) сломав обе ноги, продолжаете восхождение на одном самолюбии;
б) лезете, потому что все лезут;
в) принципиально лезете на другую вершину.

 

16. Участники игры решили подсчитать, кто из них прочел больше книг. Вы:

а) добросовестно подсчитываете все прочитанные вами книги;
б) считаете каждую толстую книгу за три;
в) с гордостью заявляете, что не умеете читать.

 

17. Участники игры горячо поспорили о чем-то. Вы:

а) чувствуете себя в своей стихии;
б) всех успокаиваете;
в) тихонько дремлете в углу.

 

18. Участники игры играют в «Что? Где? Когда?». Вы:

а) цементируете работу команды;
б) все время лезете со своими идеями;
в) не поняли вопроса.

 

19. Участники игры тащат против течения тяжелую баржу. Вы:

а) напрягаетесь больше всех;
б) делаете вид, что напрягаетесь больше всех;
в) решили дотащить баржу до ближайшего поворота и сбежать.

 

20. После игры все ее участники решили взяться за ум. Вы:

а) были оскорблены самой идеей;
б) решили, что возьметесь за ум со следующего понедельника;
в) взяли освобождение по состоянию здоровья.

 

Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук,

Мария СТУПНИЦКАЯ,
школа «Премьер», г. Москва

E-mail: rodionov@premier.edu.ru

Окончание следует