МОСКВА
19 апреля 2002 года на факультете психологии
успешно прошла защита докторской диссертации
О.А. Карабановой на тему «Социальная ситуация
развития ребенка: структура, динамика, принципы
коррекции» (специальность 19.00.13 — психология
развития, акмеология)
Диссертация явилась итогом
многолетних теоретических и экспериментальных
исследований автора, а также обобщением опыта
психологического консультирования по проблемам
развития и воспитания детей и подростков (более 90
случаев). Содержательно работа занимает
пограничное положение между возрастной,
педагогической и социальной психологией,
гармонично сочетая теоретическую
основательность с разработанностью
конкретно-психологических рекомендаций.
Целью исследования явился анализ
становления новой социальной ситуации развития
ребенка после преодоления кризиса. Модельными
выступили два возрастных периода — поступление
ребенка в школу (начало младшего школьного
возраста) и подростковый период.
Основными психологическими понятиями
диссертации выступили социальная ситуация
развития и ориентирующий образ.
Понятие социальная ситуация развития
хорошо известно в среде психологов: своим
истоком оно имеет культурно-историческую
психологию Л.С. Выготского. При этом социальная
ситуация, как отмечает автор, определяется
многообразием социальных контекстов —
семейного, образовательного, групп сверстников.
Понятие ориентирующий образ является
новым для психологии. Автор диссертации —
ученица и продолжатель дела П.Я. Гальперина — при
разработке этого понятия опиралась на его
учение. По ее мнению, ориентирующий образ
выполняет функцию планирования и регуляции
совместной деятельности ребенка со взрослыми и
сверстниками. В диссертации показана
функциональная роль ориентирующего образа,
выделено его психологическое содержание,
описаны основные виды. Эти данные нашли
непосредственное отражение в разработанной О.А.
Карабановой модели коррекционной работы с
детьми и подростками, испытывающими трудности в
развитии.
Материалы диссертации могут быть
использованы при проведении психологического
консультирования. Автор убедительно проводит
мысль о необходимости сообщения родителям
полной и объективной информации об особенностях
ребенка, включающей описание сильных и слабых
сторон его развития. По мнению О.А. Карабановой,
одной из первостепенных задач консультирования
является изменение ошибочных родительских
установок и стереотипов воспитания и
формирование у родителей компетентности при
решении педагогических задач.
В работе показано, в частности, что в
младшем подростковом возрасте родители
недопонимают важность эмоциональной близости с
ребенком. Что касается старших подростков, то
довольно часто имеет место неадекватное
представление родителей о «взрослости»
подростка, переоценка его реальных возможностей
и, как следствие, выдвижение сверхтребований в
отношении его моральной ответственности.
Работы, аналогичные данной, наглядно
демонстрируют, какую помощь может оказать
теоретическая психология практике. Социальная
ситуация развития практической психологии
такова, что она далеко не всегда отвечает
предъявляемым к ней требованиям. Практическая
психология только тогда займет подобающее ей
место, когда будет ориентироваться не на
вчерашний, а на сегодняшний день теоретической
психологии. Поэтому исследования, подобные
обсуждаемому, находятся в зоне ближайшего
развития школьной практической психологии.
Хочется надеяться на то, что результаты
диссертации будут опубликованы и таким образом
станут известны школьным психологам, а через них
родителям и учителям.
Марина СТЕПАНОВА |