Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В НАШЕЙ ГАВАНИ

Из опыта работы психологов
Межрайонного центра «Дети улиц»
г. Зеленограда

Окончание. См. № 19, 2002 г.

Четвертая категория подростков — это ученики 8-х классов школы для детей инвалидов. Занятия проходили на территории школы после уроков (медицинская помощь доступна).

Мы сохранили в занятиях информационный блок, но проводить занятие за 1,5 часа нам удавалось из-за небольшого количества участников. На занятие приходило от 4 до 10 человек (к сожалению, эти подростки часто болеют).

Упражнение «Поиск общего» показало, что у ребят есть много общего. Но когда приходила их очередь говорить в круге, они многое забывали. Таким образом, мы поняли, что для этой категории подростков необходимо делать записи при проведении этого упражнения.

Очень интересным и вызывающим у участников желание подискутировать явилось упражнение «Восприятие, основанное на частичном знании». Цель данного упражнения — показать, что суждения, основанные на частичном знании человека, могут быть до смешного ошибочными.

Здесь мы впервые столкнулись с тем, что подростки снижают уровень доверия к человеку, если он не помогает родственникам или иногда не ночует дома.

Снижают уровень доверия к человеку подростки также из-за того, что этот человек редко общается с друзьями. Этого ребята простить не могут никак.

Очень не понравилось подросткам упражнение «Восприятие», цель которого — дать возможность участникам пообщаться друг с другом с закрытыми глазами. В процессе этого упражнения подростки должны дать ответы на вопросы: «Как ты чувствуешь себя, разговаривая с человеком, которого ты не видишь?», «Не обнаружил ли ты, что можешь лучше сосредоточиться на словах партнера, если ты его не видишь?» и др. Дети отказывались от участия в этом упражнении, уверяя нас, что испытывают дискомфорт.

Анализируя результаты упражнений, направленных на формирование наблюдательности, можно констатировать, что у ребят оно развито плохо. Они, как правило, запоминали, кто во что одет, но мелочи (наличие часов, украшений, тип обуви) помнили плохо. При проведении упражнения «Найди отличия» подростки могли заметить только, как изменилось положение рук или ног.

Работа с жестовой речью вызвала беспокойство. Ребята боялись участвовать в упражнении «Побег из тюрьмы», так как чувствовали, что не смогут ничего рассказать руками. Тогда один подросток, который хорошо владел жестовой речью, стал основным участником, а остальные по очереди учились понимать его жесты. В этом упражнении ребята впервые проявили инициативу.

В начале занятия, посвященного формированию жестовой речи, у подростков возникла проблема: им было трудно придумать свой жест, чтобы поздороваться. Но в конце занятия на предложение ведущих попрощаться с помощью жеста они откликнулись легко. Нам было приятно видеть широкие и доброжелательные жесты участников.

При проведении занятия, направленного на формирование навыка группового взаимодействия, была предложена настройка «Мне хорошо тогда, когда...». По результатам проведенного опроса получилось, что ребятам хорошо с телевизором, с компьютером, с музыкальным центром, но не было ни одного утверждения, что им хорошо с друзьями. С такой ситуацией мы встретились впервые: в предшествующих группах ребятам было хорошо в основном с друзьями.

Упражнение «Сломанные квадраты» направлено на достижение группового результата. Ребята не сразу поняли, что от них требуется, но повтор инструкции направил их деятельность в нужное русло. При этом один член команды настойчиво собирал свой квадрат, другой упорно ждал, когда ему сделают предложение, а третий, не имея возможности говорить (действовал запрет на вербальное общение), мычал, предлагая таким образом взаимодействовать.

При проведении упражнения «Полет на луну» возникла необходимость работать в малых группах. Нужно было принять групповое решение, но ребята не знали и не понимали, как это делается. Никто не взял на себя роль лидера, и нам пришлось предложить участникам выслушивать мнение каждого и принимать решение голосованием. Это значительно увеличило время проведения упражнения, но имело позитивный результат. Ребята были довольны.

Практически не получилось занятие, посвященное формированию умения слушать. Мы продемонстрировали ребятам разные варианты слушаний. Затем предложили паре подростков повторить их в круге, но результат был плачевный, ребята долго не могли придумать тему для разговора, а о техниках забыли вообще. Мы еще раз продемонстрировали ребятам все техники, останавливаясь на важных моментах. С таким непониманием мы столкнулись впервые.

«Ты мне очень нравишься» — эту фразу ребята должны были передать по кругу, используя различную интонацию, и при этом угадать, какие истинные чувства испытывает говорящий человек. Подростки успешно справились с этим заданием.

Этой группе подростков было свойственно избегание неудач. Но практически все возвращались в круг, после того как видели успехи своих одноклассников.

«У нас не получится, мы не умеем» — так прореагировали ребята на предложение провести упражнение «Ассоциации», целью которого было представить себя в виде животного, птицы и т.п. Тренировка успокоила ребят, и они проследили, чтобы каждый принял участие в этом упражнении.

Занятия с небольшим числом участников проходили более продуктивно и спокойно.

Работа с подростками этой категории была для нас самой сложной, но и самой интересной.

 

Таким образом, программа, направленная на формирование коммуникативной грамотности подростков, может быть реализована для учащихся разных категорий.

Очень важно, что в реализации программы принимали участие два тренера, при этом каждая категория подростков по итогам занятий сформировала о тренерах свое мнение.

Первая группа сделала вывод, что один тренер умный, а другой — экстравагантный.

Вторая группа решила, что мы обе — хорошие мамы.

Третья группа назвала нас хорошими психологами (оказалось, что у некоторых детей был негативный опыт общения с психологами).

Четвертая группа заключила, что один тренер добрый, веселый, отзывчивый, а другой — стильный и спортивный.

 

Ольга ШАПИРО,

Флюра САТТАРОВА,
психологи Межрайонного центра «Дети улиц»,
г. Зеленоград