ЖИЗНЕННЫЕ
НАВЫКИ. УРОКИ ПСИХОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ
Под ред. С.В. Кривцовой М.: Генезис, 2001
Проект «Жизненные навыки. Уроки
психологии в первом классе» продолжает традиции
гуманистического подхода, сложившиеся в
научно-методическом центре «Генезис». Среди
книг, посвященных урокам психологии в начальной
школе (просто удивительно, как много
специалистов в последние годы стремятся
привнести психологические знания в головы
младших школьников), эта работа выделяется
прежде всего своей добротностью и чрезвычайно
серьезным отношением авторов к своему делу.
Данное издание — результат
коллективного труда: шутка ли сказать, авторский
коллектив состоит из пятнадцати специалистов.
Программа опробована в двадцати школах Москвы, и
оптимальный ее вариант представлен читателям.
Это, конечно, достоинство работы: ведь, к
сожалению, известны случаи, когда сначала
многотысячными тиражами выпускались учебники и
методические рекомендации, а лишь затем
начиналась проверка, годятся ли они для
массового использования.
Авторы подчеркивают, что применение их
программы имеет свои ограничения,
продиктованные в первую очередь заботой о
психологической безопасности учащихся.
Ведение занятий по этой программе
предъявляет особые требования к взрослому,
взявшемуся за ее реализацию. Условия таковы:
первое — психологическое образование, второе —
сертификат о квалификации тренера, третье — опыт
групповой работы с детьми или хотя бы с
подростками, четвертое — практическое знание
возраста: какая-либо предшествующая
профессиональная деятельность с младшими
школьниками. Наконец, желателен опыт работы в
психотерапевтической группе в качестве
участника. Мало этого, авторы предлагают ведущим
предварительно заняться «специальной
подготовкой души» с помощью особых личных
заданий-настроев, которые нужно выполнять перед
уроками.
Важнейшая цель курса «Жизненные
навыки. Уроки психологии в первом классе» —
развитие эмоционального интеллекта учащихся,
что подразумевает глубокую и деликатную работу с
чувственной сферой и возможность получения
детьми нетравматического опыта самопознания.
В пособии содержится практически весь
необходимый материал для достижения этой цели.
Коротко, ясно и емко изложены основные идеи
теоретической концепции авторов, конкретные
предложения по технологической стороне дела и,
разумеется, подробные сценарии уроков. Последние
объединены в четыре темы и разнесены по
четвертям.
В приложении читатель найдет полезные
материалы для работы родительского клуба, список
литературы, рекомендованной для внеклассного
чтения, и даже перечень видеофильмов для
родительского клуба.
Все это — безусловные плюсы книги.
А вот что огорчает: важнейшие идеи
программы, связанные с проблемой развития
социальных навыков, по своему духу — типично
американские. Уж настолько ли бедны российские
психологические традиции, что приходится
опираться только на американский опыт? Впрочем,
коли программа оказалась качественной, то нет
особого смысла сетовать по этому поводу.
Думается, что многие школьные
психологи, увлекающиеся тренинговыми
технологиями и разделяющие идеи
«психологизации» младших школьников средствами
уроков, получили прекрасную возможность
попробовать свои силы.
Игорь ВАЧКОВ |