ОДАРЕННЫЕ
ДЕТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Под ред. В.И. Панова М.-Ярославль, 2001
Эта книга вполне может затеряться
среди большого числа изданных в последнее время
книг по проблеме одаренности. Будет обидно, если
выпущенная тиражом всего в 500 экземпляров, она
попадет в руки лишь узких специалистов, занятых
разработкой теоретических основ одаренности.
издание содержит материалы российской
конференции «Одаренные дети: теория и практика»,
проходившей в Москве в марте 2001 года. Это —
дополнительный выпуск, в котором опубликованы
выступления, по каким-либо причинам не вошедшие в
основной сборник.
Конференция имела рабочий характер: ее
участники пытались соотнести основные понятия,
которые используются в теории одаренности, и
рассмотреть различные подходы к работе с
одаренными детьми и подростками. Авторы книги
делятся своим опытом работы с одаренными детьми,
поэтому содержание статей не повторяется и
знакомство с каждой статьей не только интересно,
но и полезно.
Все выступления условно могут быть
разделены на две группы — теоретические и
практические.
В статьях, имеющих теоретическую
направленность, анализируются возможные подходы
к диагностике одаренности, разводятся такие
понятия, как одаренность и творчество,
предлагаются различные периодизации процесса
развития одаренности и т.п.
Практически ориентированные статьи
содержат интересный материал о том, как и по
каким программам проводится работа с одаренными
детьми в массовой школе, какова роль в этом
процессе школьного психолога и др.
Книга носит открытый характер. Авторы
рассказывают о своем понимании проблемы детской
одаренности. Многие идеи, высказанные учеными и
практиками, отличаются оригинальностью и даже
смелостью. Например, В.С. Юркевич вместо
традиционных форм работы с одаренными
школьниками, которые обычно направлены на
интенсификацию их познавательной деятельности
или на углубление учебного материала, предлагает
метод развивающего дискомфорта. Этот метод
предполагает формирование у школьников навыков
активного действия в ситуациях повышенной
трудности или временной неудачи.
Можно соглашаться или нет с авторскими
подходами, но знать психологам об их
существовании весьма желательно. Особенно
интересна статья, посвященная методу проектов, в
свое время забытому, а ныне возродившемуся. Каким
требованиям должна отвечать проектная
деятельность учащихся, какие общеучебные и
специфические умения формируются в рамках
проектной деятельности — эти и другие вопросы
обсуждаются в выступлении на соответствующую
тему.
Материалы конференции будут интересны
всем практическим психологам образования,
независимо от опыта работы и типа учебного
учреждения. Опытному школьному психологу, хорошо
знакомому с отечественными подходами к проблеме
одаренности, книга напомнит об известных, но,
может быть, забытых фактах и положениях, а
начинающему поможет сориентироваться в большом
числе существующих в науке направлений.
Марина СТЕПАНОВА |