Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002
ДАЙДЖЕСТ


ДАЙДЖЕСТ

Тищенко Ю.В. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5—8 лет из воцерковленных православных и невоцерковленных семей. Вопросы психологии, № 6, 2001, с. 27—35.Сочи

Ориентация семьи на религиозные нормы и ценности влияет на особенности поведения человека в ситуациях фрустрации.

Для исследования детей 5–8 лет из воцерковленных (приверженцев православной церкви) и невоцерковленных (не следующих нормам церковной жизни) семей были использованы различные методы.

Общие выводы оказались следующими:

1) У всех детей 5–8 лет наблюдается общая тенденция игнорирования фрустратора. Они наиболее благожелательно относятся к родителям, более агрессивно — к сверстникам, более адекватно воспринимают педагога.

2) Дети из воцерковленных православных семей значительно чаще испытывают ощущение невозможности осуществить задуманное. Возможно, поэтому они значительно чаще демонстрируют благожелательное поведение, а дети из невоцерковленных семей — агрессивное; при этом все девочки более лояльны, чем мальчики.

3) Между 5–6 и 7–8 годами происходит становление структурных звеньев самосознания, развитие защитных функций, способности отстаивать свою позицию, причем у детей из воцерковленных православных семей этот процесс происходит быстрее.

4) Осознание детьми психологического времени зависит от ориентации семьи и половой принадлежности: ответы детей из воцерковленных семей направлены в сторону защиты конкретных людей в отличие от детей из невоцерковленных семей, проникнутых абстрактным понятием «быть добрым» вообще; ответы девочек из воцерковленных православных семей в большей степени направлены в ближайшее будущее, чем у их сверстниц из невоцерковленных семей; ответы мальчиков — на ближайшее и далекое будущее, чем прошлое и настоящее.

5) На рисунках детей из воцерковленных православных семей представлено намного меньше негативных симптомов, таких как незащищенность, враждебность, конфликтность, трудности общения и депрессивность, но одинаково у всех детей выражен симптом «тревожность». Девочки в сравнении с мальчиками, вне зависимости от религиозной принадлежности семьи, в большей степени проявляли симптомокомплекс «незащищенность» и в меньшей степени — «враждебность».

Подготовила Ольга БАРАНОВА