Тищенко Ю.В.
Особенности реагирования на ситуации фрустрации
детей 5—8 лет из воцерковленных православных и
невоцерковленных семей. Вопросы психологии, № 6,
2001, с. 27—35.Сочи
Ориентация семьи на религиозные нормы
и ценности влияет на особенности поведения
человека в ситуациях фрустрации.
Для исследования детей 5–8 лет из
воцерковленных (приверженцев православной
церкви) и невоцерковленных (не следующих нормам
церковной жизни) семей были использованы
различные методы.
Общие выводы оказались следующими:
1) У всех детей 5–8 лет наблюдается
общая тенденция игнорирования фрустратора. Они
наиболее благожелательно относятся к родителям,
более агрессивно — к сверстникам, более
адекватно воспринимают педагога.
2) Дети из воцерковленных православных
семей значительно чаще испытывают ощущение
невозможности осуществить задуманное. Возможно,
поэтому они значительно чаще демонстрируют
благожелательное поведение, а дети из
невоцерковленных семей — агрессивное; при этом
все девочки более лояльны, чем мальчики.
3) Между 5–6 и 7–8 годами происходит
становление структурных звеньев самосознания,
развитие защитных функций, способности
отстаивать свою позицию, причем у детей из
воцерковленных православных семей этот процесс
происходит быстрее.
4) Осознание детьми психологического
времени зависит от ориентации семьи и половой
принадлежности: ответы детей из воцерковленных
семей направлены в сторону защиты конкретных
людей в отличие от детей из невоцерковленных
семей, проникнутых абстрактным понятием «быть
добрым» вообще; ответы девочек из воцерковленных
православных семей в большей степени направлены
в ближайшее будущее, чем у их сверстниц из
невоцерковленных семей; ответы мальчиков — на
ближайшее и далекое будущее, чем прошлое и
настоящее.
5) На рисунках детей из воцерковленных
православных семей представлено намного меньше
негативных симптомов, таких как незащищенность,
враждебность, конфликтность, трудности общения и
депрессивность, но одинаково у всех детей
выражен симптом «тревожность». Девочки в
сравнении с мальчиками, вне зависимости от
религиозной принадлежности семьи, в большей
степени проявляли симптомокомплекс
«незащищенность» и в меньшей степени —
«враждебность».
Подготовила Ольга БАРАНОВА |