Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002


АРСЕНАЛ

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПОПУЛЯРНАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

М.М. Малашкина М.: Вече, 2002

М.М. Малашкина М.: Вече, 2002

Книги по истории психологии редко покупает кто-нибудь кроме студентов, вынужденных сдавать экзамен по этому предмету. Да и те делают это не от большой охоты, а в силу необходимости, ибо историю психологии считают предметом скучным, малоинтересным и практически бесполезным.

И их можно понять! Профессиональное мировоззрение и карьерные устремления нынешних психологов, мягко скажем, с наукой связаны отдаленно, кому какое дело до Лейбница, Спинозы или Титченера! А вот о таких ныне культовых фигурах, как Берн, Перлз или М. Эриксон, в монографиях и учебниках по истории психологии обычно ни слова. Про тесты, к которым для многих вся психология и сводится, — там тоже от силы несколько строк. А уж про НЛП и подавно — ни строчки.

Автор «Популярной истории психологии» М. Малашкина решила сломать давнюю традицию.

Во-первых, ее книга написана не только для достойных сочувствия студентов, но и для широкого круга непосвященных, которым она стремится доказать, что в истории психологии много увлекательного и интересного. Для этого приходится отказаться от академического стиля изложения, что совсем неплохо, а также от академической систематичности, что уже не так хорошо.

Во-вторых, автор стремится максимально приблизиться к пониманию психологии, характерному для массового сознания. Тут вам и тестирование, и гипноз, и психологизм художественной литературы, и «промывание мозгов» в тоталитарных сектах, и много чего еще, чем интересуются не только обыватели, но и профессиональные психологи, за исключением разве что историков психологической науки. В результате получается довольно пестрая, но весьма интересная мозаика психологических теорий (в лапидарном изложении) и фактов (тех, что способны вызвать интерес) вперемешку с афоризмами и анекдотами. Ну и, разумеется, «тестами», без которых сегодня не обходится почти ни одна книга, претендующая на популярность.

Наверное, так и следует преподносить историю психологии «широкой читательской аудитории». Вот только вряд ли книга станет бестселлером. Для серьезного читателя она все-таки несколько легковесна и клочковата. А вот читателю, привыкшему к популярному чтиву в жанре «Сам себе психолог», она, напротив, может показаться тяжеловесной и мудреной.

Избегая одной крайности — нафталинного академизма и не желая впадать в другую — в лубочный примитивизм, автор невольно оказалась на «ничейной территории», где крайне трудно снискать успех.

Понятно, за что книгу будут ругать: истории как таковой в ней нет, и ее правильнее было бы назвать «Популярные очерки по истории психологии»; российским автором отечественная наука почему-то проигнорирована; многие ключевые фигуры, теории и события мировой психологии остались за бортом...

Будут ли хвалить? Вряд ли, хотя есть за что. Во-первых, за смелость нетрадиционного подхода. Во-вторых, за легкий авторский слог. В-третьих, за интересные мысли, которые в книгах по истории психологии нечасто встретишь. В-четвертых...

В целом, достоинств у книги немало. Вот только, чтобы разобраться в истории психологии, есть книги более емкие и серьезные. Чтобы на досуге с легкостью поначерпать психологических «фишек» — тоже книжек предостаточно, даже более интересных. Ну а для тех, кто не прочь попробовать совместить то и другое, теперь есть и «Популярная история психологии». Пускай их и немного, но уж они-то будут довольны.

Сергей СТЕПАНОВ