Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002
РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

Психологический тренинг для младших школьников

Целями данного тренинга являются следующие:

— развитие групповых структур и процессов;

— поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе;

— снятие психологического напряжения и установление добрых отношений в группе;

— сплочение и организационное развитие детского сообщества.

 

Занятие 1

1. Вступительное слово психолога

Объяснить цели занятий, рассказать, как они будут проходить.

Ведущий. Ребята, проводить занятия мне поможет Кот Леопольд. Вы, конечно, смотрели мультфильм о нем? А какой у кота был характер? (Добрый, он хотел со всеми дружить.) А вы бы хотели с ним подружиться? Тогда давайте с ним познакомимся.

 

2. Знакомство

Участник называет свое имя и передает мячик соседу, который также называет свое имя. Мячик передается до тех пор, пока все участники не назовут свое имя.

Участник кидает мяч любому члену группы. Тот называет свое имя и кидает мяч кому-либо по своему выбору.

Участник называет свое имя любому члену группы и имя того, кому бросает мяч.

 

3. Цветок — имя

Ведущий. Кот Леопольд предлагает вам закрыть глаза и представить себе летний день в саду, почувствовать запахи, услышать пение птиц и увидеть вокруг себя красивые цветы. (Звучит музыка «Волшебные звуки природы».)

Один цветок нужно назвать своим именем, рассмотреть, ощутить его запах, взять в руки, запомнить, что чувствуют руки, прошептать свое имя.

После этого дети делают глубокий вдох и открывают глаза.

Каждый ребенок рисует свой цветок.

 

4. Приветствие для занятий

Кот Леопольд. Пока вы рисовали, я придумал приветствие для наших занятий:

Давайте дружно будем жить
И дружбой нашей дорожить.
И никогда не ссориться —
Тогда дела все спорятся!

Понравилось приветствие? А теперь вместе, дружно прочтем приветствие (раздает карточки с текстом). Молодцы! А какие песни вы знаете о дружбе? (Дети перечисляют.) А какую песню вы сможете сейчас спеть? (Дети поют любую знакомую песню о дружбе.) Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Почему?

 

5. Шалтай-Болтай

Ведущий. Ну, тогда представьте, что вы Шалтай-Болтай. Покажите, как вы можете шуметь, веселиться, болтать руками, ногами, вертеть головой.

(Дети вертятся и шумят.)

Ведущий.

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки у них свободно болтаются. На слова «свалился во сне» наклоняются вперед. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий. Смеемся! Болтаем руками, ногами. Нам очень весело, и мы смеемся! Похлопали, потрясли руками. Молодцы!

 

6. Два друга

Кот Леопольд. Послушайте стихотворение Т. Волгиной «Два друга» и оцените поведение обоих ребят.

Пришли два друга на речку загорать.
Один решил купаться —
стал плавать и нырять.Другой сидит на камушке
и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пошли зимой два друга
кататься на коньках.Один стрелою мчится —
румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду:
«Тут тесно, очень скользко, а вдруг я упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу,
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами: «Кха-кха!.. Апчхи! Апчхи!»

Дети распределяют роли и пантомимически иллюстрируют стихотворение, которое ведущий читает снова.

 

7. Игра с песком у моря

Ведущий. Представьте, что вы на берегу моря (кассета «Шум моря»). Теплое, ласковое солнышко согревает и ласкает вас. Посмотрите, как на солнце сверкает песок. Взяли в руки песок. (Вдох.) Сильно сжали пальцы в кулак, чтобы удержать сыпучий песок. (Задержать дыхание.) Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. (Выдох). Уроните обессиленно руки вдоль тела. Лень двигать тяжелыми руками.

 

8. Игра в философов

Ведущий (с корзиночкой в руках, говорит вполголоса). Дети, в этой корзиночке не грибы, не ягоды, здесь — сюрприз! Пожалуйста, посмотрите сюда! Можно достать то, что там находится.

Дети вытаскивают бумажные разноцветные «сердечки», на которых написаны вопросы: «Что такое человек?», «Что такое дружба?», «Что такое радость?»

Дети рассуждают. Ведущий подытоживает их рассуждения.

 

9. Я не такой, как все, и все мы разные

Учащимся предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать такое состояние, как радость. Рисунок может быть и конкретным, и абстрактным — каким угодно. После выполнения задания (рисунок нужно подписать) все рисунки и описания складываются в «волшебный ящик».

Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании радости. Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, что люди по-разному понимают одни и те же вещи.

Листки вновь вкладываются в «волшебный ящик», перемешиваются, вытаскиваются. Каждому предлагается найти свой листок.

Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать. Анализируется, почему.

Делается вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим. И это важное основание для того, чтобы каждый человек ощущал свою ценность.

 

10. Мой портрет в лучах солнца

Ведущий. Попробуйте ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?» Чтобы вам легче было это сделать, нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя и нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

 

11. Рефлексия занятия

Ведущий задает вопросы для обсуждения.

С чем мы познакомились на нашем занятии?
Что вам не понравилось?
Для чего мы играем в эти игры?

Дети уходят. Кот Леопольд прощается с ними: с каждым за руку.

 

Занятие 2

 

1. Рефлексия предыдущего занятия

 

2. Солнышко и тучка

(напряжение и расслабление мышц туловища)

Ведущий. Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко, разморило на солнце — расслабиться (на выдохе).

 

3. Аутотренинг

Ведущий. Встаньте. Расслабьтесь, внимание направьте на дыхание, дышите ровно и спокойно...

Закройте глаза. Представьте себе летний день, вы идете по сказочному, заколдованному лесу. Деревья — это ваши друзья. Родные, любимые вами люди. Вы улыбаетесь им, приветливо машете рукой, и они вам отвечают, приветствуя вас шелестом листьев. И вам тоже очень хочется превратиться в какое-нибудь дерево, чтобы лучше понять своих друзей.

Представьте себе, что вы — дерево: кто дуб, кто береза, кто клен, кто рябина, кто пальма (звучит музыка).

Вы высоко к солнцу протянули свои руки-ветки, на которых шевелятся листья-пальцы. Легкокрылый ветер ласкает ваши листья-пальцы, и они шелестят нежно и трепетно. Почувствуйте, как сверху в вас через раскрытые ладони и пальцы начинает вливаться энергия. Энергия солнца — огонь, энергия воздуха — прохлада.

Почувствуйте, как струи этой энергии движутся по вашим кистям, вниз, по всему телу. Вот ветер чуть усилился. Пришли в движение ваши руки-ветки и вот уже слегка качается ваш ствол. Почувствуйте, как прочно вы стоите на ногах, вы уверены в себе. Ветер стихает...

Вы чувствуете свои ноги-корни. Ноги-корни впитывают живительную силу земли-матушки. Вдыхайте всей своей кроной аромат ветра. Впитывайте соки и силы земли. Наполняйтесь энергией ласкового солнца. Тянитесь к солнцу, тянитесь. Ощущайте мощную неукротимую силу во всем теле. Силу, вдохновение, радость. Пошлите свою любовь всем своим друзьям и близким. Они вас очень любят. Почувствуйте прилив энергии, который идет от них. Медленно откройте глаза. Потянитесь. Встряхните кистями.

Каждый из ребят по очереди рассказывает о своих ощущениях. Кто каким деревом себя представлял? Было ли ощущение тепла и прилив энергии?

 

4. Рисунок дерева

Ведущий. А теперь нарисуйте каждый свое дерево.

Звучит спокойная музыка, дети рисуют.

 

5. Поменяться местами по какому-либо признаку

Ведущий. Ребята, хоть мы с вами и разные, как эти деревья, которые вы нарисовали, но у нас есть что-то общее. Посмотрите внимательно друг на друга и поменяйтесь местами те, у кого... (например, одинаковый цвет глаз, волос, что-либо одинаковое в одежде и т.д.).

Участники, у которых есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.

 

6. Рефлексия занятия

Обсуждение занятия.

Прощание с котом Леопольдом и ведущим.

 

Занятие 3

 

1. Рефлексия предыдущего занятия

 

2. Рассказ о себе

Ведущий предлагает детям рассказать о себе что-нибудь хорошее: о своих привычках, умениях, качествах, поступках. Выступающему дружно аплодируют.

 

3. Комплименты

Ведущий. Нужно бросать мячик любому участнику круга со словами: «Мне нравится в тебе то, что ты...» Получивший мяч бросает его другому участнику с теми же словами.

 

4. Подарки

Ведущий предлагает участникам придумать подарок для стоящего справа соседа. Называть предмет не надо: надо жестами и мимикой показать, что это такое. Ребенок должен догадаться, что это за подарок, и принять его.

 

5. Вопрос о тебе

Участники бросают друг другу мяч и задают при этом вопрос. Вопросы касаются увлечений, семьи, поступков. Получивший мяч дает ответ на вопрос, затем кидает мяч другому участнику, задавая свой вопрос.

 

6. Мое настроение

Участникам предлагается взять на кисточку немного краски. Цвет можно выбрать любой, какой захочется. Затем нужно плеснуть краску на лист бумаги — получится клякса. Лист складывается вдвое так, чтобы остался отпечаток на второй половине листа. Затем нужно постараться понять, на что похожа клякса.

 

7. Игра-танец

 

8. Рефлексия занятия

Обсуждение занятия.

Прощание с котом Леопольдом и ведущим.

 

Занятие 4

 

1. Рефлексия предыдущего занятия

 

2. Игра «Конспиратор»

Водящий выбирается при помощи любой считалочки о дружбе. Он внимательно смотрит на участников, стараясь запомнить их. Водящему завязывают глаза. Участники меняются местами. К одному из них подводится водящий. Он должен на ощупь узнать того, к кому его подвели.

 

3. Диалог добра и зла (авторская разработка)

Ведущий бросает участнику мяч и произносит какое-либо слово. Если это слово можно отнести к сфере добра, участник ловит мяч и поднимает его вверх. Если это слово можно отнести к сфере зла, участник ловит мяч и кладет его на пол или опускает вниз. Затем участник придумывает свое слово и кидает мяч другому.

Слова добра — дружба, любовь, мир, радость и т.д.

Слова зла — война, вражда, ужас, террористы, гнев и т.д.

 

4. Игра «Письмо»

Участники выбирают водящего. Он встает в середину круга и внимательно наблюдает за игроками, которые держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо». Письмо посылается с помощью рукопожатия. Получивший рукопожатие передает его следующему и так до тех пор, пока его не получит адресат. Получив «письмо», адресат говорит: «Я письмо получил», — и сам отправляет письмо. Задача участников — посылать письмо незаметно. Если водящий увидел передачу «письма», то тот, кто пожимал руку в этот момент, становится водящим.

 

5. Лото толерантности (авторская разработка)

На поле, расчерченном на квадраты (белые и черные), дети раскладывают специальные карточки. На белые квадраты кладут картинки, связанные с толерантностью, на черные — связанные с интолерантностью.

Белые квадраты обводятся тонкой черной канвой, а черные — белой. Это означает, что белое в результате каких-либо действий может стать черным, а черное — белым.

Ребята должны придумать, что нужно изменить в жизни людей, чтобы прекратились войны и распри. Обыгрываются разные проблемы, которые могут возникнуть в семье, школе, общении со сверстниками и т.д. Постепенно дети подводятся к понятию «толерантность».

Игра может использоваться на уроках этики, конфликтологии. Ребята учатся рассуждать о нравственных ценностях.

 

6. Рефлексия занятия

Ведущий задает вопросы для обсуждения.

Что понравилось?
Что не понравилось?
Для чего мы играем в эти игры?

Под музыку песни «Если добрый ты» дети прощаются с котом Леопольдом и ведущим.

 

Занятие 5

 

1. Рефлексия предыдущего занятия.

Ведущий. Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущей встрече?

Если дети забывают что-либо, нужно им напомнить. Некоторые игры по желанию детей можно повторить.

 

2. Игра «Комплименты»

Дети говорят друг другу комплименты, например: «Мне нравится в тебе то, что ты добрый» и т.д.

 

3. Сказка о Маугли

Кот Леопольд. Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из известной повести, а вы мне скажете, кто ее написал и как она называется.

Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха, почесался, зевнул и расправил онемевшие лапы одну за другой, прогоняя сон. Мать Волчица дремала, положив свою крупную серую морду на четверых волчат, а те ворочались и повизгивали, и луна светила в устье пещеры, где жила вся семья.

— Уф! — сказал Отец Волк. — Пора опять на охоту.

Он уже собирался спуститься скачками с горы, как вдруг низенькая тень с косматым хвостом легла на порог и прохныкала:

— Желаю тебе удачи, о Глава Волков! Удачи и крепких, белых зубов твоим благородным детям. Пусть они никогда не забывают, что на свете есть голодные...

(По окончании чтения — ответы детей.)

Кот Леопольд. Правильно, сказочную повесть написал классик английской литературы Р. Киплинг. Она о мальчике Маугли, которого воспитали звери джунглей.

(Показывает книгу.)

Кот Леопольд задает детям вопросы.
Кто приветствовал волка?
Каким по характеру был шакал?
О чем он говорил в приветствии?
Какие звери живут в джунглях?

 

4. Пантомима

Ведущий предлагает детям изобразить разных зверей, которые живут в джунглях.

 

5. Игра «Что я люблю»

Кот Леопольд. Маугли хорошо знал повадки всех зверей. А с кем дружил Маугли?

(Ответы детей.)

Кот Леопольд. Правильно. А хорошо ли вы знаете друг друга? Ведь чтобы дружить с кем-то, нужно хорошо знать все его привычки. Давайте поиграем в такую игру. Каждый участник скажет, что он любит. Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.

 

6. Игра «Кем я ощущаю себя?»

Кот Леопольд. Ребята, представьте себя одним из героев книги Р. Киплинга «Маугли» и ответьте на вопрос: «Кем я ощущаю себя, когда...»

(Раздает листочки с вопросами.)

Я ощущаю себя Багирой, когда...
Я ощущаю себя Медведем Балу, когда...
Я ощущаю себя Удавом Каа, когда...
Я ощущаю себя Тигром Шер-Ханом, когда...
Я ощущаю себя Шакалом Табаки, когда...
Я ощущаю себя вожаком — Волком Акелой, когда...
Я ощущаю себя обезьянкой, когда...
Я ощущаю себя Матерью Волчицей, когда...
Я ощущаю себя Отцом Волком, когда...
Я ощущаю себя Белой Коброй, когда...
Я ощущаю себя Ванталом (волк-одиночка), когда...
Я ощущаю себя Красным цветком, когда...
Я ощущаю себя Маугли, когда...

 

7. Игра «Ночь и день в джунглях»

Ведущий. Внимание! Один из вас будет водящим. Итак, наступает ночь. Игроки, замрите в разных позах, изображая кого-либо из зверей джунглей. Водящий запоминает позы играющих, их одежду. Затем ему завязывают глаза, он отворачивается от игроков. Игроки меняют позы и что-либо в одежде (можно сделать 3—5 изменений). Наступил день, а каждый день у нас неповторим. Так что же изменилось?

Если водящий правильно назвал все изменения, нужно его похвалить: «У тебя хорошая наблюдательность».

 

8. Рисунок зверя

Кот Леопольд. Ребята, а теперь нарисуйте какого-либо зверя из этой сказки-повести. На кого бы вы хотели быть похожи?

(Дети рисуют.)

 

9. Танец-игра

Дети изображают любимых героев из данной сказки под веселую музыку.

 

10. Рефлексия занятия

Ведущий задает вопросы для обсуждения.

С чем мы познакомились на нашем занятии?
Что понравилось?
Что не понравилось?

Какие чувства вызвала встреча с вашей любимой книгой?

Прощание с котом Леопольдом и ведущим.

 

Занятие 6

 

1. Рефлексия предыдущего занятия

 

2. Игра «Что я не люблю»

Каждый участник говорит, что он не любит. Затем все вспоминают, что назвал каждый из участников.

 

3. Игра «Учитель Балу»

Кот Леопольд. Ребята, помните ли вы, к кому обратились Балу и Багира, когда обезьяны украли Маугли?

(Ответы детей.)

Кот Леопольд. Правильно, к Удаву Каа. Как они заставили Каа откликнуться на помощь?

Ответы детей. Багира и Балу рассказали Удаву Каа, как обезьяны обзывали его «безногим желтым земляным червяком».

Кот Леопольд. Покажите, как Удав рассердился.

(Дети показывают.)

Кот Леопольд. Итак, Удав помог спасти Маугли и в дальнейшем стал ему другом. А какие заветные слова джунглей сказал коршуну Маугли, чтобы спасти свою жизнь?

Ответы детей. «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Кот Леопольд. А кто его научил этим словам?

Ответы детей. Учитель — Медведь Балу.

Выбирается один ведущий на роль учителя Балу. Он показывает, как бы он провел урок, изучая заветные слова джунглей.

Нужно, чтобы дети придумали, что можно использовать вместо шлепков, которыми награждал Балу Маугли. Каждый из участников должен побывать в роли Балу и Маугли.

Кот Леопольд. Так что же у нас у всех одинаковое?

Ответы детей. Все мы одной крови!

 

4. Совместный рисунок

Дети рисует все вместе персонажей сказки Р. Киплинга.

 

5. Игра-танец

Дети изображают любимых зверей джунглей.

 

6. Рефлексия

Прощание с котом Леопольдом и ведущим.

 

Занятие 7

 

1. Рефлексия предыдущих занятий

 

2. Лото толерантности

 

3. Игра «Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: кто-то лепит из пластилина, кто-то вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то вяжет, кто-то вышивает и т.д. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.

Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».

 

4. День рождения Кота Леопольда

Ведущий. Ребята, сегодня у кота Леопольда день рождения и он нас пригласил. Давайте для него споем песню о дне рождения.

(Звучит фонограмма «Песенки крокодила Гены».)

Ведущий. Ребята, а какие подарки вы приготовили нашему уважаемому коту Леопольду? Покажите их с помощью мимики и жестов.

(Дети дарят коту Леопольду воображаемые подарки.)

 

4. Игра «Дарю улыбку»

Ведущий. Сейчас мы все по очереди подарим коту Леопольду свою улыбку. Молодцы! Всем сразу стало весело! Кто мне скажет, почему говорят, что хорошее настроение помогает в дружбе и делах?

(Ответы детей.)

Ведущий. А с чего начинается дружба?

(Ответы детей.)

Ведущий. Правильно, с улыбки! Поем песню про улыбку.

(Звучит фонограмма песни «Улыбка».)

 

5. Игра «Пианино»

Каждый из участников кладет правую ладонь на бедро соседа справа, а левую ладонь — на бедро соседа слева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Ведущий дает участникам задание: хлопать ладонью по ноге строго по очередности расположения ладоней. (Для участника это означает, что хлопает он, затем двое его соседей, затем снова он.)

 

6. Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко!»

 

7. Совместный рисунок

Ведущий. Давайте нарисуем коту Леопольду подарок. Рисунок должен быть на тему «Ребята, давайте жить дружно!». Что бы вы хотели еще пожелать или подарить коту Леопольду?

(Дети читают стихи, дарят подарки, сделанные своими руками.)

 

8. Игра-танец

 

9. Чаепитие

(Звучит песня «Если добрый ты».)

Кот Леопольд. Сегодня я счастлив, потому что обрел новых друзей. Спасибо вам за подарки, стихи, песни и танцы. А этот торт «Дружба» помогли мне приготовить повара нашей школы. Давайте им дружно скажем: «Спасибо!»

Ольга Адиняева,
психолог школы-интерната № 10,
г. Кизляр, Дагестан