Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2002
ДАЙДЖЕСТ


ДАЙДЖЕСТ

Зеленкова Т.В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми. Вопросы психологии, № 6, 2001, с. 17—27

Сочинение сказок является одним из наиболее продуктивных методов исследования креативности, воображения, речи детей любого возраста. В статье предлагается ряд критериев для объективной оценки созданных текстов.

Сочиненные детьми сказки практически всегда построены по образцу традиционных волшебных сказок. Поэтому единицей формализации данного продукта может быть «функция» В.Я. Проппа. В качестве опорных были взяты положения об однотипности строения всех волшебных сказок, возможности представления их в виде последовательности (структурной схемы) конечного числа функций (их максимальное количество — 31). (Каждая функция имеет свое название и условное обозначение.)

Созданные детьми сказки варьируются по степени сложности, а функции могут быть обязательными (часто встречающимися) и необязательными (редкими). Для полной характеристики текстов учитывались как количественные (число функций), так и качественные (смысловые) показатели. Смысловые показатели были получены из расчета частоты встречаемости каждой функции, то есть чем реже встречается функция, тем больше она несет информации, тем больше ее смысловой показатель. Таким образом, все множество пропповских функций было распределено на семь групп со смысловой нагрузкой от 1 до 7.

Объективным критерием исследования сказочных сюжетов стала когнитивная сложность (КС), вычисляемая как сумма произведений смысловых нагрузок функций на число их встречаемости в данной сказке. В соответствии со смысловыми нагрузками функций было выделено семь уровней КС. За минимальный набор, который встречается в любой сказке (I уровень), было принято пять функций. Каждый последующий уровень — это гипотетическая, логически законченная сказка определенной сложности, характеризующаяся некоторой частотой употребления функций.

Уровень КС отражает степень освоения субъектом культурного опыта, в том числе и образца волшебной сказки, состоящего из 7 компонентов. Чем старше становится ребенок, тем сложнее он располагает функции и тем более широким набором функций он пользуется.

 

Подготовила Ольга БАРАНОВА