ДЕКЛАРАЦИЯ
ВТОРОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СЪЕЗДА
ПСИХОЛОГОВ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ОБРАЗОВАНИЯ
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»
На пороге ХХI века роль образования в
строительстве новой цивилизации и
демократизации общества значительно возрастает.
Образование призвано отстаивать ценности и
идеалы общечеловеческой культуры. Однако целый
ряд факторов во всех странах мира определяет
необходимость кардинальных изменений в
содержании и технологиях образования.
Образование в России оказалось в
наиболее неблагоприятных условиях. На фоне
общественно-политического, экономического и
духовного кризиса общества и в силу хронического
реформирования, смены управленческих стратегий
и недофинансирования оно продолжает
существовать за счет энтузиазма, творчества и
самопожертвования педагогов. Многие позитивные
преобразования школы (в широком смысле слова)
реализуются не благодаря, а вопреки имеющимся
условиям.
В сложившейся ситуации повышается
риск профессионального стресса, который в свою
очередь негативно отражается на
психоэмоциональном состоянии обучаемых.
Создается замкнутый круг: напряженность в
обществе повышает уровень психологического
неблагополучия каждого человека, а находящиеся в
этом состоянии люди расширяют рамки
стрессогенных ситуаций и патогенных условий.
Мы, участники второго регионального
съезда «Психологическая служба образования
сегодня и завтра», заявляем, что развитие системы
образования в России, и в частности в нашем
регионе, повышение качества образования,
поддержание оптимального психологического
статуса работников образования требуют широкого
повсеместного внедрения и использования
потенциальных возможностей отраслевой
психологической службы. Сегодня гуманизация
образования стала необходимым условием развития
личности всех участников этого процесса.
Психологическая служба образования
сегодня — это скорая помощь, которая помогает
педагогам и учащимся психологически выжить и
преодолеть негативное воздействие общественных
факторов на развитие, становление и
самореализацию личности.
Психологическая служба образования
завтрашнего дня — это служба психологического
сопровождения развития личности, работающая в
зоне ближайшего развития не только ребенка,
учителя, студента и преподавателя, но и
учреждения, системы образования в целом.
Основные принципы этой службы —
принципы развития и гуманизации. Она создает
оптимальные психологические условия для
развития каждого субъекта системы образования.
Исходя из вышесказанного, считаем, что
приоритетными задачами деятельности
психологической службы в образовании являются
следующие:
— использование интеллектуального
потенциала и морального авторитета
профессиональных психологов для активного
распространения гуманистических ценностей в
образовании;
— ориентирование профессиональной
деятельности психологов на защиту прав и
достоинства каждой личности, в том числе права на
уважение, достойное существование, развитие,
образование, творческую деятельность и
психологическую безопасность;
— реализация главной цели
психологической службы образования —
сохранение психического здоровья обучаемых и
обучающих, основу которого составляет
полноценное психическое развитие;
— развитие индивидуальных
особенностей субъектов педагогического
процесса — их способностей, интересов,
склонностей, чувств и т.д.;
— создание благоприятного
психологического микроклимата в учреждении
образования;
— проведение ранней профилактики и
своевременной коррекции недостатков и
отклонений в психическом, психофизическом и
личностном развитии детей;
— переход от эпизодической
психологической помощи к психологическому
сопровождению развития личности в
образовательно-воспитательной системе;
— разработка и внедрение региональных
и авторских моделей психологической службы;
— разработка региональных стандартов
психического, психофизического и личностного
развития детей, подростков и молодежи;
— активное участие профессиональных
психологов в экспертизе всех педагогических
инноваций в системе образования, в аттестации
управленческих и педагогических кадров, в оценке
психологической эффективности и безопасности
педагогических экспериментов, а также в их
психологическом обеспечении.
Для реализации поставленных задач
необходимо проведение следующей работы:
— повышение статуса практического
психолога в учреждениях образования, внедрение
психологической службы во все звенья
образования, особенно в высшую школу;
— сокращение количества учащихся,
приходящихся на одного психолога в
образовательных учреждениях (с 500 до 250);
— создание условий для качественного
инструментального обеспечения профессиональной
деятельности психолога;
— приравнивание льгот психологов,
работающих в специализированных
образовательных учреждениях, к льготам
педагогов этих учреждений;
— преодоление рассогласованности в
руководстве деятельностью психолога по
административной и профессиональной линиям;
— создание ассоциаций практических
психологов в регионе;
— укрепление роли региональных
отделений Всероссийского общества психологов в
повышении уровня научно-методического
обеспечения деятельности психологической
службы в регионе;
— разработка единой региональной
политики и определение четкой структуры
психологической службы образования, путей и
способов ее взаимодействия со службами других
ведомств;
— создание в регионе единой системы
профессиональной подготовки, переподготовки,
повышения квалификации, аттестации,
сертификации психологов образования;
— организация творческого обмена
преподавателями, студентами и аспирантами между
психологическими факультетами ведущих вузов
региона;
— использование возможностей
научно-популярного журнала «Наука и образование
Зауралья» для обмена профессиональной
информацией;
— налаживание сотрудничества и
преемственности в деятельности между различными
структурами психологической службы в
образовании;
— объединение специалистов
«помогающих» профессий в целях комплексной
поддержки развивающейся личности;
— координирование усилий
психологической службы различных ведомств в
целях преодоления профессионального
одиночества и обеспечения преемственности в
психологической поддержке личности;
— развитие личностного потенциала
самого психолога в системе образования.
Участники второго регионального съезда
психологов, обращаясь к административным
органам, общественным организациям,
руководителям учреждений образования,
профессиональному сообществу региона, выражают
уверенность в том, что идеи съезда найдут у них
понимание, поддержку и будут способствовать
гуманизации образования в регионе. |