ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ АРТ-ТЕРАПЕВТОМ?
С замечательным английским
арт-терапевтом Гремом Дикерсоном я
познакомилась год назад на арт-терапевтической
конференции в Санкт-Петербурге. Тогда мне
посчастливилось побывать на его мастерской
«Мультимодальная арт-терапия», где он
продемонстрировал возможности групповой
арт-терапевтической работы. Каждый участник этой
мастерской открыл в себе уникальные способности.
Оказалось, что мы все можем прекрасно играть на
увиденных впервые музыкальных инструментах,
быстро устанавливать контакты при помощи самых
фантастических звуков, без всякой подготовки
ставить спектакли и даже рисовать друг у друга на
лицах специальными красками (см. «Школьный
психолог», № 21, 2001 г.).
Недавно Грем проездом был в Москве. Я
показала ему основные достопримечательности
столицы и побеседовала об арт-терапии.
У нас в России практически все
психологи, работающие с детьми, так или иначе
используют элементы арт-терапии. В основном это
рисование и прослушивание музыкальных
произведений. А что понимают под арт-терапией в
Великобритании? Кто может заниматься этой
деятельностью?
Согласно нашим стандартам люди,
которые являются арт-терапевтами, должны иметь
специальное образование. Получить его и стать
терапевтом можно, только имея определенное
базовое образование: художественное,
психологическое или педагогическое. Получение
специального арт-терапевтического образования
можно сравнить с обучением в аспирантуре.
Разновидностями арт-терапии являются
театральная, музыкальная, танцевальная терапия,
терапия рисунком. В Великобритании эти виды
терапии зарегистрированы на государственном
уровне.
Для всех этих направлений существует
общее название — арт-терапия. Хотя точнее будет
употреблять этот термин во множественном числе
— арт-терапии.
Часто арт-терапевт работает сразу в
нескольких направлениях. Например, музыкальный
арт-терапевт — очень узкая специальность, и не
всегда такой специалист может быть востребован в
полной мере. Поэтому, когда арт-терапевт
регистрирует свою деятельность, ему нужно
предъявить владение какой-либо другой
профессией. Ближайшая к арт-терапии
специальность — психология.
Нужно ли иметь специальное разрешение
для занятий арт-терапией?
Для работы в том или ином учреждении
арт-терапевт должен получить государственную
регистрацию как специалист в этой области. Хотя
сейчас есть люди, которые занимаются
арт-терапией неофициально. Это может происходить
непродолжительное время, потом надо
зарегистрировать эту деятельность.
Я надеюсь, что в следующем году у нас
будут работать только зарегистрированные
специалисты. Сейчас происходят серьезные
изменения в статусе арт-терапевтов по всей
стране. Они связаны с тем, что арт-терапия будет
рассматриваться не как дополнительная профессия
в медицине, а как дополнительная профессия в
сфере поддержания здоровья. То есть она
приобретет более широкий статус. Это произойдет
в мае.
Может ли английский арт-терапевт
иметь частную практику, например, как
психоаналитик?
Да, некоторые имеют такую практику, но
это встречается достаточно редко. Музыкальные
терапевты этим не занимаются. Хотя в Голландии
частная арт-терапия практикуется.
Много ли в Великобритании
арт-терапевтов?
Англия — страна маленькая.
Музыкальных терапевтов у нас около трех с
половиной тысяч. Специалистов, работающих с
рисунком, около двух тысяч. И примерно три тысячи
терапевтов работают в танцевальной,
двигательной терапии, в терапии театром.
Грем, а как вы стали арт-терапевтом?
По первому образованию я музыкант.
Карьеру арт-терапевта я начал с того, что прошел
обязательную подготовку как учитель. Но когда я
проработал некоторое время в школе, то понял, что
это не очень мне близко. Меня заинтересовала
арт-терапия в более широком ее применении,
включая и научные разработки. Официально я
зарегистрирован как арт-терапевт, а в скобочках
приписана буква «м», то есть «музыкальный». Я
имею квалификацию арт-терапевта при
профилирующей музыкальной направленности.
К работе арт-терапевтом можно прийти
разными путями. Можно поступить как я: сначала
получить музыкальное образование, потом
небольшую педагогическую подготовку и в
результате заниматься арт-терапией. У других это
может проходить по-иному. Человек может
изначально иметь педагогическое образование, а
потом получить специальное арт-образование,
например музыкальное, и стать арт-терапевтом.
При этом первое образование
накладывает свою специфику на деятельность
арт-терапевта. Ведь если человека готовили как
учителя, то его лексика и стиль мышления будут
иметь свои особенности.
Где в Великобритании работают
арт-терапевты?
Практически везде. Правда, сейчас
заниматься арт-терапией стало сложнее.
Изменилась финансовая ситуация в стране и
образовании. Раньше я мог работать пять дней в
неделю в одной из школ. Но недавно произошло
сокращение финансирования образования на
правительственном уровне.
Эти политические изменения повлекли
за собой изменения в деятельности
арт-терапевтов. Сейчас работа в одной школе
ведется сессиями по два-три часа, поэтому в
течение недели специалисту приходится работать
в нескольких местах. Это очень сложно. Кроме того,
это создает серьезные препятствия для понимания
психологом группы.
Но в некоторых учреждениях создаются
специальные арт-терапевтические отделы. И там
могут практиковаться разные виды арт-терапии:
двигательная, музыкальная, танцевальная, терапия
рисунком.
Сейчас активно развивается игровая
терапия с детьми, которая может вырасти в
отдельный, пятый вид арт-терапии.
Арт-терапевтическая техника может
быть применена к любому виду человеческой
деятельности. Арт-терапевты работают как с
детьми, так и со взрослыми, включая даже тех, кто
совершил противоправные действия.
Ведется работа со здоровыми людьми,
которые по той или иной причине находятся в
депрессии. В последнее время интерес к
арт-терапии возник у бизнесменов.
Я, например, не имею каких-либо
предпочтений в работе, мне интересно работать с
различными людьми. Часто арт-терапевты живут в
небольших городках, поэтому им уж точно
приходится работать со всеми желающими.
Успех же в работе зависит от двух
моментов: от того, как складываются отношения
между арт-терапевтом и клиентом, и от желания
самого клиента измениться.
Как долго арт-терапевт работает с
клиентом?
Общая продолжительность арт-терапии
может быть разной: от 2 недель до 2 лет. Все зависит
от клиента, его состояния. В некоторых клиниках
пациенты приходят на терапию ежедневно в течение
нескольких лет. Очень важно почувствовать тот
момент, когда нужно остановиться. Есть такие
специалисты, которые работают с детьми в течение
учебного года и прекращают работу только на
время каникул.
Отдельный сеанс терапии длится час: и
индивидуальный, и групповой. При работе с
маленьким ребенком достаточно получаса.
Как вы относитесь к тому, что элементы
арт-терапии широко используются при работе с
детьми? Не может ли это принести вред?
Если этим занимается профессионал —
психолог, психотерапевт, то это нормально. Многие
люди используют искусство для оказания помощи
окружающим, снятия у них напряжения. Но это не
надо называть терапией. Очень часто этот термин
неправильно используют даже в Англии. Терапия —
не просто деятельность, это особое
взаимодействие между терапевтом и пациентом. Оно
обязательно должно иметь цель. Такое
взаимодействие не имеет ничего общего с простым
рисованием или играми в школе. Это разные вещи.
Терапия основана на потребности ребенка, а не
образовательного процесса.
Что лежит в основе вашей работы как
музыкального терапевта?
Мое увлечение музыкой привело к тому,
что я стал читать много литературы по влиянию
музыки на человека. Поэтому и
арт-терапевтическая практика основана на
использовании психотерапевтических
возможностей музыки. С 1999 года я работаю как
интегративный арт-терапевт: я использую
сочетание рисунка, музыки, движения, театра.
Когда я работаю со взрослыми, в том числе со
студентами, меня интересует внутренней мир этих
людей, их переживания.
Три-четыре года назад в Англии каждый
будущий арт-терапевт имел своего наставника.
Занимаясь с ним, будущий специалист работает над
собой, как бы пропуская арт-терапевтические
техники через себя.
Как же все-таки музыка влияет на
человека?
Дать объяснение этому довольно сложно.
В целом музыкальную терапию можно определить как
использование организованных звуков и музыки в
процессе взаимоотношений между пациентом и
терапевтом, для того чтобы поддержать, поощрить
психическое, ментальное и эмоциональное
состояние пациента.
Используя музыку в условиях клиники,
терапевт ищет способ для установления
оптимальных взаимоотношений с пациентом.
Нельзя забывать и о том, что каждая
профессия развивается, это происходит и с
музыкальной терапией. Музыкальные терапевты
часто изменяют определение своей специальности,
поскольку приобретается новый опыт.
Известный музыкальный терапевт Кеннет
Бруша в книге «Что такое музыкальная терапия»,
второе издание которой вышло в 1998 году в
Барселоне, отмечает, что давать определение
музыкальной терапии как искусства, как науки или
как межличностного взаимодействия — значит
пренебрегать самой сутью этой терапии.
Музыкальные терапевты должны понимать
уникальные способности пациентов.
Сейчас музыкальная терапия
развивается во всем мире, и существует
организация, которая называется Всемирная
федерация музыкальной терапии.
Расскажите о своей работе в России.
Я приехал в Россию по приглашению
арт-терапевтической ассоциации, для того чтобы
помогать готовить арт-терапевтов и делиться
своим опытом работы. В Санкт-Петербурге я провел
ряд семинаров. На этих занятиях я старался
показать специфику и возможности работы
арт-терапевта. Я не давал слушателям алгоритмы
того, как надо работать, а хотел представить
модель, на основе которой можно было бы
заниматься творчеством.
В октябре я планирую продолжить
арт-терапевтические курсы в Санкт-Петербурге.
Сейчас там идут также переговоры с рядом
организаций, занимающихся арт-терапией, о
клинической практике.
Сейчас я узнал, что в Москве доктор
Сергей Шушарджан, руководитель Академии
интегральной медицины, проводит
музыкально-терапевтические курсы. Я постараюсь
встретиться с ним. Мне интересно содержание этих
курсов, хочется знать, какая клиническая
практика есть в этой академии. Может быть, и здесь
возможно сотрудничество.
Как вы оцениваете возможности
становления профессиональной арт-терапии в
России?
У России есть большие перспективы! В
области арт-терапии Россия сейчас напоминает
Англию, какой она была некоторое время назад.
Хорошо, что есть много людей, которые с
энтузиазмом воспринимают идеи арт-терапии. Их
можно назвать пионерами, потому что они видят
исцеляющие возможности искусства. Мои пожелания
им — как можно больше взаимодействовать между
собой, для того чтобы развиваться.
Беседовала
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Редакция выражает искреннюю признательность
Людмиле Лебедевой и Наталье Долововой за помощь
в организации и проведении интервью. |